Разновидности витражей – чем отличаются? - Relax-Nk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Разновидности витражей – чем отличаются?

Что такое витраж? Виды и стили витражей. Витражи Тиффани

Что такое витраж? Мерцающие блики, свет, исходящий изнутри, разливающееся сияние на стенах, убегающие ввысь узоры, – все эти эффекты вы сможете ощутить, если позволите ворваться в ваше личное пространство одному из многовековых видов искусства.

Стремление красиво обустроить свое жилище было присуще человеку в разные временные эпохи. Мастерами древности было оставлено для нас благородное наследие. Оказывается, загадочную атмосферу в доме можно создать с помощью игры света.

Определение

Поскольку мы будем говорить о произведении искусства, издавна известном и довольно популярном в настоящее время, постараемся дать обобщающее ему определение.

Что такое витраж? Это цветное декоративное изображение, предназначенное для оформления каких-либо проемов и рассчитанное на проникновение солнечного света. Однако их можно охарактеризовать и по-другому. Все зависит от техники выполнения и предмета, служащего основанием для декорации.

История

Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии.

Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. Между тем были созданы новые рецепты для окрашивания стекол и постепенно совершенствовались способы соединения отдельных элементов.

Некоторые пытались имитировать витражи на стекле с помощью рисунков на бумаге, которые клеились в оконные проемы. При этом использовались масляные краски, которые со временем утрачивали свои свойства. В этот период витражное искусство мало было известно на мировом рынке.

В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед. Развитие технического прогресса послужило упрощению и скорости производства различных материалов, необходимых для выполнения декораций. Значительно расширилась и сфера их применения. В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.

Используемые инструменты

Для создания витражей мастера пользуются шлифовальной машиной, стеклорезом, паяльником и линейкой на присосках. Вещества для окраски и спайки продаются в виде порошка, поэтому для их распределения существует специальное ситечко.

В работе могут понадобиться следующие материалы: кисти, металлическая лента, клей и транспарентные краски. Если вы являетесь творческой личностью и желаете самостоятельно освоить витражное дело, то у вас есть такая возможность. Для этой цели издаются обучающие пособия и выпускаются материалы и инструменты, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

Техника

Что такое витраж в современном понимании? К данному виду монументального искусства относятся любые прозрачные изображения, выполненные либо на самом стекле, либо на его отдельных элементах. Они могут представлять полную картину или орнаментальную декорацию. Выше мы уже упоминали о том, для заполнения каких прикладных предметов домашнего обихода может использоваться витраж.

Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки. С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин. Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.

Популярными стали композиции, нанесенные на пластиковые окна. Их размер варьируется с учетом доступа света в помещение. Для их исполнения применяют комбинированную технику. Картины могут выкладываться из бесцветных стекол в сочетании с окрашенными. Весь рисунок или отдельные его части оформляются росписью с использованием керамических красок.

Витражи на стекле могут выполняться полностью из плотного прозрачного материала, на который нанесен контур геометрического рисунка или композиции из цветов. Завершающим этапом в этой технике является нанесение красочной декорации.

В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка. Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением. Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.

В частности, виды витражей различаются по технике исполнения. Несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, имитация классических произведений.

Готический стиль

Работая над композициями, мастера старались отразить приверженность к чему-то возвышенному, утонченному. Готический витраж – это воплощение изящества и величия. Чтобы выделить подобные черты, элементы витража создавались на фоне сочетающегося с ними интерьера.

Основой служили архитектурные здания с огромными окнами, в каждом из которых было обязательным наличие изображения в этом стиле. Чаще всего зритель мог наблюдать сюжетные сцены бытового и религиозного характера. Стекло окрашивалось в яркие цвета, а затем на нем выскабливали силуэты людей и живописные узоры.

Готическому витражу присущи насыщенные тона и стремительно тянущиеся вверх формы. Основными цветами для изображения орнамента служили красный, фиолетовый, синий, желтый и коричневый. Для придания контрастности использовали черные, зеленые и рубиновые тона.

Тиффани

Что такое витраж, созданный в технике Тиффани? Это живая графика, отличающаяся натуральностью изображенных образов, подобно тому как это может выразить художник на картине, нарисованной на холсте.

Шедевральное искусство получило такое признание благодаря его основателю Луису Комфорту Тиффани, который также разработал незаменимый для подобного вида произведений материал.

Изделия из опалового стекла всегда отличались интересной внутренней структурой и богатой палитрой красок. За счет выпуклостей и несколько вогнутых некоторых элементов орнамента, создается впечатляющая картина мерцающих тонов. Достичь подобного эффекта позволяет профессиональная технология, применяемая мастерами.

В основном это ручная работа, которую повторить уже невозможно. Из стекла различного размера выкладывается своеобразная мозаика, каждый фрагмент которой обрамлен в медную ленту. Швы, закрепленные с помощью свинцово-оловянного припоя, делают изделие более весомым. Это определяет качество и уникальность ручной работы. Авторский шедевр выглядит весьма сложным и эксклюзивным.

Для создания орнамента используются очень мелкие стеклышки, которые качественно обтачиваются. Благодаря этому изделие получается ажурным. Подобные витражи, выполненные в классическом стиле, подходят для любого типа интерьера.

Витражи Тиффани значительно отличаются от классических и не привязаны к одному направляющему профилю. Поскольку это очень трудоемкий процесс, требующий немало затрат и времени, то и оценивается он недешево.

Чтобы привнести в свой интерьер особую изюминку, можно использовать некрупные фрагменты этого вида витража. С помощью художества, выполненного в подобной технике, профессионалы создают завораживающие небольшие декорации, абажуры, вазы, плафоны и прочие атрибуты.

Фьюзинг

Создание витражей в технике фьюзинг отличается тем, что в итоге получается слитная картина без традиционных спаечных швов. На бесцветное стекло выкладывается многослойный цветной рисунок и помещается в специальную печь. Под воздействием оптимальной температуры фрагменты изображения спекаются и выглядят как единое целое. Путем плавки можно объединять дополнительные элементы, например серебристую проволоку.

Имитация художественных витражей

Упрощенные варианты художественных композиций позволяют красиво и дешево обустроить интерьер любой комнаты. Чтобы как можно лучше отразить классический витраж, используется несколько типов техники. Вот самые популярные из них:

  • фотопечать на стекле;
  • изображение, нанесенное в виде художественной росписи;
  • техника заливного контурного витража: на поверхности стекла создается полимерная основа из многочисленных модулей и в каждый из них заливается цветной лак;
  • пленочный витраж: с помощью тонировочной пленки выполняется имитация отдельных элементов стеклышек, а из самоклеющихся свинцовых протяжек формируются контуры стыков.

Фотопечать и пленочный витраж чаще всего используется для оформления потолков.

Стили

Как правило, современные цветные витражи пропитаны светской тематикой и соответствуют эстетическим требованиям дизайна. Чтобы декоративное украшение гармонично сочеталось с основным интерьером, важно учитывать его принадлежность к определенному стилю и цветовому решению. Витраж по-настоящему украсит помещение только в том случае, если он максимально впишется в интерьер.

Популярные стили витражей: модерн, классический, готический и изображения египетского направления. Узоры в виде абстракции подходят для многих дизайнов интерьера.

Заключение

Возможно вы считаете, что витраж – слишком дорогое удовольствие. Или же, как и многие люди, согласны с тем, что произведениям искусства место только в музее.

Однако это не всегда так. В жилых домах художественные картины со стекла начали использоваться после того, как появился стиль модерн. Касательно стоимости все решается просто. Во-первых, благодаря современным технологическим достижениям, затраты на изготовление витражей существенно снизились и, соответственно, цена на них. Во-вторых, можно приобрести несколько небольших предметов со стеклянной мозаикой, которые оригинально впишутся в ваш интерьер.

Разновидности витражей – чем отличаются?

(4912) 52-50-09, 99-28-90

Разделы сайта

О витражах

Фотогалерея

Скидки

Современные витражи. Виды витражей.

Сейчас существует большое количество различных техник исполнения витражей. Каждая из техник обладает своими преимуществами и особенностями. Эти техники используют стекло, элементы фьюзинга, фацетированное стекло, специальные пленки, металлические элементы, а также различные приемы химического травления стекла, пескоструйную обработку, роспись по стеклу.

Витраж в технике “Тиффани”.
Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.
Современные витражи в технике тиффани выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой оловянным припоем и патинируются.

Фацетный витраж.
Фацетные витражи – витражи, выполненные из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Пескоструйный витраж.
Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж.
Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж.
Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Расписной витраж.
Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж.
Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Паечный витраж.
Паечный витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Комбинированный витраж.
Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Читайте также:  Мебель малайзии и китая: особенности и преимущества

Кабошон.
Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор “Мороз”.
Узор “Мороз” – фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне. Нацвет Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при “горячем” формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление.
Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление.
Многослойное травление – травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль – профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка.
Рюмочная плитка – специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) – круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант.
Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) – просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись – это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Эрклез.
Эрклез – декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Бендинг.
Бендинг – это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Шебеке (панджара).
Шебеке или панджара – ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Витраж на латунной арматуре.
В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

Живопись по стеклу.
Один из самых трудоемких видов витражного искусства. От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

Фьюзинг.
Фьюзинг – это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.
Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это “формование”. То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг: комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее; огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

  • Назад

Витражные техники, виды витражей

Существует достаточно много различных витражных техник, давайте изучим каждую из них более подробно.

  • Контурные витражи
  • Заливные витражи
  • Лаковые витражи
  • Витражи Тиффани
  • Пленочные витражи
  • Витражи с фотопечатью, фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)
  • Пескоструйные витражи (художественное матирование / художественный пескоструй / гравировка)
  • Фацетные витражи
  • Фьюзинг (спекание стекла)
  • Классический (наборный) витраж
  • Роспись по стеклу
  • Художественная мозаика
  • Художественное моллирование
  • Комбинированные витражи
  • 3D Витражи
  • Витражная роспись
  • Матирование
  • Рюмочная плитка
  • Кабошон
  • Травление
  • Бендинг
  • Узор «Мороз»
  • Шебеке (панджара)
  • Эрклез

В современном мире существует множество различных видов витражей. Их изготовление – это трудоёмкий процесс, требующий особых навыков и знаний. Если вы хотите придать вашему интерьеру изящества, обратите внимание на витражи. Выбирайте из большого количества витражных техник, ту, что вам по душе. Виды витражей поражают своим разнообразием как техник изготовления, так и материалов.

Витражи Тиффани

Это техника, основанная на подборе цветов и оттенков. Витражи Тиффани изготавливаются следующим образом:

1. Определяется размер и осуществляется разработка эскиза.

2. Подбирается цветовая гамма. Этот этап самый важный и требует особой внимательности. Стекло передаёт свой истинный цвет только при специальном освещении и ни одна фотография не сможет его продемонстрировать.

3. Стекло нарезается на фрагменты, и каждый кусок шлифуется и подгоняется.

4. Фрагменты обрабатываются по периметру фольгой и обезжириваются.

5. Затем они выкладываются на заранее изготовленную матрицу и спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем. Чтобы придать оттенок спайке её необходимо покрыть патиной, чаще всего используется чёрная или коричневая.

6. Витраж обрамляется для установки.

Фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)

Три вида техники фотовитража

Печать осуществляется на любой стеклянной поверхности с применением специального принтера. Для изготовления такого фотовитража применяются особые краски, которые хорошо впитываются в стекло под воздействием ультрафиолетовых лучей или высоких температур.

Нанесение изображения на прозрачную плёнку с дальнейшим её наклеиванием на стекло.

Аналог плёночного метода, только помещается рисунок между двух листов стекла.

Пленочные витражи

Это наименее затратный способ изготовления витражей.

Изготовление витража с применением пленочной техники:

1. Утверждается рисунок.

2. Стеклянная поверхность обезжиривается.

3. Из плёнок различной цветовой гаммы нарезаются части, выбранного изображения.

4. Плёнка смачивается водой и раскатывается специальным резиновым валиком, что позволяет удалить лишнюю воду. Оставляются зазоры.

5. На зазоры наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея. На последнем этапе изображение фиксируется свинцовой лентой, проходящей по бевелям. Лента покрывается оксидирующей жидкостью для придания ей соответствующего оттенка.

Пескоструйные витражи

Пескоструйные витражи выполняются с применением воздушного потока и песка. Они бывают нескольких видов:

1. Художественное матирование – это техника нанесения изображения при помощи сжатого воздуха и воздействия специальной жидкости, содержащей металлические абразивные частицы на заранее заготовленный шаблон.

2. Художественный пескоструй – обработка мощным потоком воздушно-песчаной смеси с добавлением красящих веществ.

3. Гравировка – это нанесение изображения большим потоком воздуха с песком. Сила потока регулируется и за счёт этого варьируется глубина прорези и создаются скульптурные, объёмные изображения.

Фацетные витражи

Данный тип витражей изготавливается следующим образом:

1. По периметру стекла снимается фаска.

2. После снятия она шлифуется до матовости.

3. Деталь полируется и становится полностью прозрачной.

4. Для усиления преломления лучей фаска делается шире.

5. Фацетные витражи вставляются в латунную или медную оправу, которая придаёт торжественности.

Заливные (контурные) витражи

Этот вид техники подразумевает создание рисунка вручную.

1. Подбирается рисунок и переносится на бумагу в полную величину. При этом на эскизе подписываются цвета.

2. Поверхность стекла обезжиривается.

3. Полимерной краской наносится контур рисунка на стекло, под которым расположен эскиз. Он будет служить барьером.

4. После полного высыхания контура, элементы заполняются красками или лаком.

5. Готовые заливные(контурные) витражи разрешается устанавливать только спустя 24 часа – это время отводится на то, чтобы они могли хорошо просохнуть.

Фьюзинг (спекание стекла)

Уникальная техника при которой рисунок создаётся либо запеканием различных по цвету и размеру кусочков стекла одновременно, либо путём впекания в стекло предметов. Например, это может быть проволока.

1. Цветные стёкла вырезаются по очертаниям рисунка.

2. Они выкладываются на основу – чаще всего эту роль играет прозрачное стекло.

3. Заготовка помещается в печь. Под воздействием высокой температуры стёкла припекаются друг к другу.

Классический (наборный) витраж

Это техника является одной из самых простых в производстве витражей. Классический витраж производится на наборном столе из фрагментов стекла, которые нарезаются заранее. Этот тип техники применяется в изготовлении витражей, которые не содержат росписи.

Применяется несколько способов сборки:

1. Кусочки мозаики собираются сразу на заранее приготовленную металлическую конструкцию.

2. Фрагменты выкладываются на лист стекла и приклеиваются к нему.

Роспись по стеклу

Эта техника предполагает обязательное наличие росписи на стёклах. Картина может быть, как цельная, так и собранная на металлической оправе из отдельных расписанных фрагментов. Работа этой техникой может проводиться как на гладкой поверхности, так и на рифлёной. Роспись по стеклу может быть абсолютно любой сложности от незатейливого орнамента до великолепных картин.

Художественная мозаика

Мозаичный витраж – это техника, подразумевающая обязательное создание орнамента. Витраж, изготовленный с применением данной техники, может использоваться в качестве фона, при создании других типов витражей или как самостоятельный дизайн окна.

1. Разработка эскиза.

2. Подготовка формы.

3. Укладка, заранее нарезанных стёкол и формирование изображения.

4. Обработка швов и их заполнение.

Художественное моллирование

Этот метод формования стекла, позволяющий выгибать стекло по заранее заготовленной форме, сохраняя его гладкость.

1. Создание витража.

2. Подбор эскиза и подготовка фрагментов.

3. Нагрев стекла до температуры от 600-700 градусов в плоской тоннельной печи, чтобы оно стало текучим.

4. Под собственным весом стекло деформируется, принимая форму матрицы.

5. После того как стекло остынет его можно устанавливать.

Комбинированные витражи

Это витражные техники, объединённые в одну картину, которая будет уникальным творением. Применяя всего лишь одну технику изготовления, воспроизвести такую картину невозможно. Картины данного типа создаются только по индивидуальным эскизам. Их изготовление напрямую зависит от сферы применения. Это сложный и трудоёмкий процесс, так как необходимо подбирать сочетания, как техник, так и материалов для изготовления.

3D Витражи

Это новейшая техника создания витража, создающая иллюзию объёмного изображения.

Читайте также:  Сколько сохнут обои на флизелиновой основе: время и условия

1. Выбирается эскиз и нарезаются части стекла.

2. Производится обработка каждого кусочка: срез неровностей и обточка сколов.

3. Все частицы стекла соединяются в целое изображение с применением припоя из латуни.

4. Далее картина вкладывается между двух листов стекла – это обеспечивает нужный эффект и прочность.

5. Заготовка помещается в печь и нагревается при температуре 850 градусов. Время изготовления составляет 10 минут. Когда заготовка остынет, она обворачивается лентой из алюминия и заливается каучуком в жидком виде.

Рюмочная плитка

Эта техника представляет собой плоский круг с концентрическим, образующим искусственные неровности рельефом. Возникает такой рисунок при постоянном вращении заготовки в процессе обработки. Рисунок рюмочной плитки равнозначен по техники изготовления ножки рюмки, а именно опорного пятака. Изготовление её производится с применением стеклодувной трубки.

Кабошон

Это фигурная вставка при изготовлении витражной плитки. Кабошон по внешнему виду напоминает капельку воды или прозрачную пуговицу. Для его изготовления применяется либо техника прессования, либо моллирования. Форма этой вставки полусферическая или вдавленная полусферическая. Обязательно должен присутствовать выступ для дальнейшего крепления.

Травление

Техника, построенная на взаимодействии плавиковой кислоты с одним из элементов стекла, а именно диоксидом кремния. Применяется защитный трафарет, который позволяет создавать рисунок. Травленный витраж – это объёмные рисунки, рельеф которых ощутим на стекле.

1. Сначала наносится защитная плёнка на стекло.

2. На плёнку – контур будущего рисунка.

3. Далее кислотой выплавляется изображение.

Этот метод требует особой осторожности, потому что кислота разъедает не только стекло, но и другие поверхности, например, кожу при попадании на нее.

Бендинг

Это техника при помощи, которой витражу придаётся полукруглая или угловая форма. Для этого витраж помещается в печь и при высоких температурах меняет форму. Бендинг похож на фьюзинг, но температура, время изготовления и оснастка отличаются.

Узор «Мороз»

Эта техника выполняется в несколько этапов:

1. Самый сложный этап – подготовка поверхности, её необходимо: зацарапать, протравить или затереть абразивным металлом.

2. Нанести столярный клей или желатин.

3. Поместить в печь.

4. Дать клею высохнуть, чтобы он сжался и выдернул тонкие кусочки стекла.

Витраж, выполненный в такой технике, напоминает морозные узоры на окне.

Это объёмная решётка, которая чаще всего вырезается из камня или дерева, образуя тем самым оконный переплёт. В ней используются цветные стёкла.

Эрклез

Это специальная вставка в витраж. Её изготовление производится следующим образом:

1. Вырезается кусочек стекла.

2. Обтачивается по шаблону.

При такой обработке сколотые грани при солнечных лучах имеют особое свечение.

Нацвет

Техника наложения тонкого стекла на толстое. Его изготовление производится исключительно при горячем формировании. После обработки получается контрастное, силуэтное изображение. Например, получение белого рисунка на цветном фоне или наоборот.

Паечный витраж

Это техника создания витража, являющаяся основой всех остальных. Кусочки стекла собираются в металлическую оправу и запаиваются в стыках. Стёкла применяются как цветные, так и однотонные, в том числе расписные.

Виды витражей и техники их изготовления очень разнообразны и неповторимы, но все они выглядят оригинально и помогут придать изюминку интерьеру любого помещения. Заказать витраж можно даже на самый взыскательный вкус.

Обновился раздел “Освещение”. При выборе витражей рекомендуем с ним внимательно ознакомиться!

В октябре скидка 10% на витражные потолки. Спешите сделать заказ.

Сделали в квартире витражные потолки. Очень понравилось.

Евгения сделала авторский дизайн проект для нашей новой квартиры в Химках. Все наши пожелания были учтены. Мы получили подарок от студии и безумно рады проделанной работе. Огромное спасибо.

Виды витражей

В современном витражном искусстве имеются различные техники создания изделий из цветного стекла. В целом это результат более чем тысячелетнего развития, но большинство разновидностей витражей возникли в последнюю сотню лет. Главным основанием для классификации является технология их производства. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.

Витраж Тиффани и классический витраж

Сегодня можно выделить две разновидности наборного витража: классический витраж и Тиффани. В обеих техниках изделие изготавливается из отдельных кусочков стекла, но способы крепления элементов у них различные. Так как и тот, и другой варианты витражей для скрепления стекол требует пайки, их иногда называют паечными или свинцово-паечными.

Технология изготовления классического витража является наиболее древней. Именно на ее основе возникло все многообразие современных вариантов. Для изготовления используется металлическая протяжка (профиль), на которой крепятся стеклянные элементы. Металл для профиля выбирается из тех, что поддаются пайке, так как металлические элементы на стыках скрепляются именно этим способом. Изначально мастера пользовались свинцом, однако сегодня этот материал не пользуется популярностью. Распространены профили из латуни, меди, мельхиора, алюминия и т.п.

Силикатное стекло выбранного цвета режут на наборном столе, опираясь на контуры рисунка-основы. Техника позволяет использовать и цветные, и прозрачные стекла. В последнем случае витражное полотно может быть расписано специальными красками.

Технология классического витража актуальна при производстве крупных по формату произведений, так как профиль рассчитан на большие нагрузки и при этом способен удерживать достаточно толстые (до 4 мм) стекла. Жесткость конструкции позволяет изготавливать только плоские изделия, для изогнутых форм данная технология не используется.

Витраж Тиффани появился в конце XIX века в Америке. Автор этой техники Луис Комфорт Тиффани придумал обертывать торцы стеклянных элементов медной фольгой, которая имеет клейкий слой. А чтобы скрепить получившиеся детали, производится пайка по самой фольге. Новая технология дала возможность использовать очень мелкие стекла, за счет чего художники стали достигать небывалой ранее реалистичности образов. Кроме того, медная фольга позволяет производить пайку элементов под разными углами, что создает ощущение объемности изображений.

Разновидности наборных витражей

В зависимости от того, какие стекла используются для производства, выделяют узорчатые, контурные и мозаичные витражи.

Узорчатые витражи

Набираются из прозрачного бесцветного стекла, которое отличается узорчатой поверхностью с неровной фактурой. Подбирая элементы с разными фактурами, мастера студии “Стеклосфера” создают завораживающие узоры и орнаменты. Важным выразительным средством в создании узорчатых витражей являются контуры свинцового обрамления, а также формы и размеры самих стеклянных деталей.

Контурные витражи

Особенность контурных, или силуэтных, витражей состоит в том, что главным композиционным элементом в них являются стекла в форме дисков. Обычно используются однотонные стеклянные диски. Они выкладываются в соответствии с задуманным эскизом, а между ними находят себе место и обычные плоские стекла разных форм. Средство крепления – свинцовая жилка.

Мозаичные витражи

По своей тематике мозаичные витражи представляют собой сложные геометрические узоры или растительные орнаменты. Специфика их заключается в использовании одинаковых по размеру и форме кусочков стекла. Мозаичный набор может представлять собой самостоятельное произведение, а может служить фоном для изображений, выполненных в других техниках.

Витражи в технике фьюзинг

Фьюзинг основан на том, что цветные стекла скрепляются с помощью их спекания, металлический профиль и пайка в этом процессе не участвуют. Нарезанные в соответствии с рисунком цветные стекла выкладывают на стекло-основу, закрепляя их специальным клеем, а затем отправляют в печь. Изделия могут быть разной толщины и прочности. Так, при необходимости выложенный рисунок накрывают еще одним прозрачным стеклом-основой, в этом случае витраж получается на порядок прочнее. Нагреваясь до высоких температур, элементы расплавляются и надежно сцепляются друг с другом.

Витражи фьюзинг отличаются размытыми изобразительными эффектами. Техника не дает возможности производить рисунки с четкими контурами, однако размытость на манер акварели выглядит очень привлекательно и стильно.

Фьюзинг может быть полным и неполным. При полном фьюзинге стекла нагреваются до 800-900 градусов – при этой температуре они полностью расплавляются, и в итоге после остывания получается изделие с ровной поверхностью. При неполном фьюзинге температура в печи поднимается только до 500 градусов, поэтому стекла не успевают расплавиться до конца, а лишь подплавляются, образуя в результате фактурные, рельефные витражи.

Классификация витражей по типу обработки поверхности

Поверхность витражей, набираемых из отдельных стекол, и изделий, основой которых является цельное стекло, может подвергаться различной обработке, которая либо дополняет общий художественный эффект, либо является основным способом его достижения.

Пескоструйные витражи

На поверхность будущего пескоструйного витража с помощью специального аппарата наносятся различные рисунки, надписи, орнаменты и т.п. в соответствии с трафаретом. Принцип действия аппарата заключается в том, что под давлением на поверхность бесцветного стекла подаются абразивные материалы, буквально выбивающие изображения. В том месте, где поверхность стекла подверглась воздействию абразивов, она становится матовой и непрозрачной. Можно таким образом нанести матовый рисунок, оставив прозрачным фон, а можно обработать фон, на котором будет выделяться прозрачный рисунок.

Гравированные витражи

Изображения в данной технике наносятся на прозрачные стекла с помощью медных и абразивных дисков. Современным вариантом является гравировка по стеклу при помощи лазера. Она позволяет художникам студии “Стеклосфера” наносить рисунок не только на поверхность стекла, но и во внутрь него. Возможна цветная или 3D гравировка. Технологический принцип заключается в том, что высокая температура лазера воздействует на стекло, меняя его структуру, в результате чего частицы стекла частично испаряются. Стопроцентная автоматизированность данного процесса делает качество неизменно высоким и при этом значительно снижает стоимость витражных изделий.

Травленые витражи

Травление производится с помощью обработки стекла плавиковой кислотой, которая разрушает стекло благодаря своей способности вступать в реакцию с диоксидом кремния, являющимся главным компонентом стекла. Для получения рисунка мастера используют трафарет, по которому наносят защитный лак, не позволяющий кислоте попадать на определенные части стекла. Травление может быть многослойным, в этом случае оно производится в несколько этапов, а рисунки в результате получаются многоплановыми и объемными, с элементами разной глубины.

Живописные витражи

Роспись может быть лишь элементом, дополняющим наборную технику из цветных стекол, а может являться самостоятельным средством создания витража. Роспись на наборных витражах с древних времен применяется для передачи мелких деталей и элементов, требующих особенно реалистичной проработки: лиц, рук, складок одежды и т.п. Сегодня достаточно популярна живопись на цельном стекле, которая также создает такой эффект. Технология витражной росписи отличается обязательным обжигом готового изделия. Дело в том, что стекло – материал, поверхность которого очень плохо сцепляется с краской. Еще мастера раннего Средневековья придумали изготавливать специальные краски, которые содержали дробленое стекло. В процессе обжига этот компонент под воздействием высокой температуры плавился, и краска надежно сплавлялась с основой.

Витражи-диапозитивы

Витражные изделия представляют собой фотопечать или травление на стекле. Эта относительно новая техника востребована для декорирования витрин, которые не слишком велики по площади.

Витражи с узором «Мороз»

Для получения такого декоративного эффекта поверхность стекла обрабатывают пескоструйкой, протравливают, царапают абразивами. Затем наносят горячий желатин или столярный клей, который заливается во все образовавшиеся царапинки и трещинки. Высыхая, желатин и клей сжимается и отрывает с верхнего слоя стекла его мельчайшие частицы. Результатом этого процесса является оригинальный узор, который очень похож на морозные разводы на окнах.

Ложные витражи и их виды

По мнению специалистов компании “Стеклосфера”, в последние десятилетия активно идет процесс демократизации витража, появляются так называемые ложные витражи – более дешевые и менее трудозатратные имитации. Суть их в том, что изделие в основе представляет собой не множество разрозненных кусочков стекла, а одно цельное стекло.

Так, пленочный витраж возник в 70-е годы ХХ века в Америке. Для создания имитации используется прозрачное стекло, на которое наклеиваются кусочки цветной светопроницаемой пленки. Эти кусочки призваны зрительно выполнять роль наборных стекол. Границы элементов декорируются свинцовой клейкой лентой, которая имитирует пайку.

Заливной витраж – близок к живописи по стеклу, так как здесь тоже используются краски, но технологический процесс значительно отличается. Рисунок, который разрабатывает художник, имеет четкие контуры, а его части состоят из сегментов разных цветов.

Дело в том, что краска для заливного витража текучая, она не ложится на стекло, а разливается по нему. Для того чтобы она заполняла нужные участки, их границы прорабатываются так называемым контуром, который имитируют металлическую стяжку. Контур имеет густую консистенцию, его либо вручную выдавливают из тюбика с тонкой насадкой, либо наносят специальным оборудованием. В первом случае толщина контура, его аккуратность и равномерность зависит от руки художника. У опытного мастера контур поучается максимально ровным. Но он отличается от аналогов, выполненных автоматизированным способом. Автомат делает практически идеальный контурный рисунок. Однако выбор между человеком и машиной неоднозначен. Кто-то предпочтет техничность, а кто-то – ручную работу.

Контуру дают просохнуть, а затем производят заливку отдельных элементов краской. Краски, применяемые для заливного витража, ложатся ровно, при засыхании образуя тонкую эластичную пленку. Они обладают хорошей прозрачностью и отлично имитируют цветное стекло.

В заключении стоит отметить, что витражи сегодня – это такой вид искусства, в котором часто совмещаются разные видовые интерпретации. Так, наборный витраж может быть дополнен росписью, в процессе его изготовления может быть использовано многослойное травленое или шлифованное стекло, элементы, полученные методом фьюзинга и т.п.

Виды витражей

Классический (наборный) витраж

Цветные стёкла, вырезанные или отлитые по шаблону, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Данные виды профиля способны объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи большой площади. Различия профиля по толщине дает возможность создания как миниатюрных, так и крупных композиций.

Витраж в технике «Тиффани»

Подавляющее большинство витражей выполнено в технике «Тиффани». Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника «Тиффани» позволяет изготавливать объёмные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника «Тиффани» позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются тонкими и изящными. Современные витражи в технике «Тиффани» выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой, облуживаются оловянным припоем и тонируются специальными препаратами.

Витраж на латунной арматуре

В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стёкол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

Живопись по стеклу

Один из самых трудоемких видов витражного искусства. От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное — совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

Витраж в стиле флора

Украшение окружающей среды — такое же древнее искусство, как фольклор или музыка. Растительные орнаменты во все времена украшали одежды и жилище. В основе многих стилей лежит флористическая основа.

Фьюзинг (от англ. «fusing» – «нагрев, плавка, оплавление, спекание»)

Техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема. Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них — «формование». То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг:

  • комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее;
  • огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия. Технология фьюзинга является одной из древнейших методик обработки стекла. В древних египетских гробницах и захоронениях других народов не раз находили бусы из спечённого стекла. Широкий спектр методов формирования стекла в рамках этой технологии позволяет создать декоративные изделия самого разнообразного назначения. В настоящее время фьюзинг это не только женские украшения, но и витражные вставки для дверей, окон и мебели, декоративная посуда, абажуры, циферблаты для часов, архитектурные элементы и многое другое. Данная техника позволяет создавать как целые спеченные картины, так и отдельные элементы для витражей в технике тиффани, придавая естественность композиции в целом.

Моллирование

Процесс формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла. Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом обработки. Отекание или свободное формование стекла — изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750–800 градусов Цельсия, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами.

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филёнок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединённых общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Паечный витраж

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Кабошон

Рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Травление

Техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Рюмочная плитка

Специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Бендинг

Это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Мозаичный витраж

Наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Расписной витраж

Витраж, в котором все (или почти все) стёкла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Фацетный витраж

Витраж, выполненный из стёкол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объёмных, шлифованных и полированных стёкол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Узор «Мороз»

Фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затёртую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Многослойное травление

Травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объёмный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла)

Просвечивающиеся стёкла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Шебеке (панджара)

Ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Наборный витраж

Простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стёкол.

Травленый витраж

Витраж представляет собой группу стёкол (филёнок), выполненных в одном техническом приёме, относящемся к технике травления и объединённых общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Комбинированный витраж

Витраж, сочетающий в себе несколько приёмов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто добавляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Нацвет

Тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Обозначения оправы

Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI веке для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Эрклез

Декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится. Меню раздела Закрыть

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Внимание!
Особые условия
при размещении заказа “витраж+конструктив”
В январе 2020 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17

* Стандартный монтаж – монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.