Бисер
Материал применяется для изготовления аксессуаров, украшений. Не одно столетие широкой популярностью пользуется вышивка из бисера. Виды декоративного материала:
- парчовый;
- обливной;
- непрозрачный;
- металлический;
- клинский;
- мраморный;
- волокнистый;
- стеклярус;
- «хамелеон».
Существуют и другие классификации. Например, чешская. История бисероплетения начинается в Египте – родине стеклоделия, без которого этот вид рукоделия не получил был столь широкого распространения.
Где хранить?
Чтобы не запутаться в разнообразии материалов и инструментов, следует предусмотреть специальное место и приспособления для их хранения.
Баночки
Бисер лучше всего хранить в прозрачных плотно закрывающихся баночках, которые удобно можно разместить в специальную сумку или косметичку.
Шкатулка
В секции шкатулки прекрасно можно разложить всю фурнитуру.
Органайзер
Инструменты для бисероплетения удобно хранить в специальном органайзере.
Древность
На территории современного Египта в XX веке археологи обнаружили фаянсовые украшения. Здесь были найдены разнообразные аксессуары и предметы быта, изготовленные по технологии, напоминающей современное бисероплетение. История стеклоделия начитывает около шести тысяч лет. Примерно такой же возраст имеет и материал, из которого сегодня рукодельницы по всему миры создают браслеты, серьги и ожерелья.
Первая машина для изготовления бисера появилась в середине XIX века. Декоративные элементы тут же понизились в цене. В 17-18 столетиях дамский туалет украшал стеклярус ручной работы – круглые прозрачные элементы, разрезанные вертикальным диском. Сегодня в изготовлении бисера используется вырубной пресс, напоминающий гильотину.
В Древнем Египте материал, отдаленно напоминающий стеклярус, назывался «бусра». В переводе на русский – «фальшивый жемчуг». В древности браслеты из бисера делали по весьма сложной технологии. Едва ли сегодняшним рукодельницам хватит терпения на обработку каждой бусины. Такая работа сродни ювелирной. В Древнем Египте бусины были простыми, бесцветными. Мастерам приходилось немало постараться, дабы придать изделиям блеск и роскошь.
Средние века
Возникновение бисероплетения исследователи связывают с древней египетской культурой. Но за пределами страны фараонов тоже имелись мастера, способные превращать мелкие стеклянные детали в удивительные по красоте аксессуары, посуду и картины. Технология бисероплетения была известна и римлянам. В Средневековье этот вид искусства получил развитие в Италии, Испании, Франции.
В XIII столетии столицей бисероплетения стала Венеция. В самом романтичном и таинственном европейском городе, который в то время был республикой, проживали лучшие мастера стекольного дела. Эстафету приняла Чехия. «Богемное стекло» – выражение, которое хотя бы раз в жизни слышал каждый человек.
В Чехии производили хрусталь, стекло, цветной бисер, стеклярус. Вплоть до начала XVIII века богемские мастера ревностно хранили секреты искусства изготовления декоративного материала. К середине XIX столетия их скрытность перестала интриговать зарубежных коллег: было изобретено особое оборудование, и это событие открыло новую страницу в истории бисероплетения.
В России
Первые стекольных дел мастера появились еще в раннем Средневековье. Украшения, вышивки из бисера популярность обрели в XVI столетии. Петр I пригласил в Россию известных немецких и голландских мастеров-стекольщиков. Своих же ремесленников он активно отправлял за границу, на обучение.
Ломоносов, будучи натурой скрупулезной и увлекающейся, основал лабораторию, в которой находилось несколько печей для создания изделий из стекла. Из материала изготавливали стеклярус, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Однако история бисероплетения на Руси началась задолго до рождения Ломоносова.
Основы
Простейшие уроки бисероплетения – с этого следует начинать обучение искусству создания авторских украшений и сувениров. Рукодельницы использует различные техники. Обычное нанизывание бисера на нить – самый простой прием. Заключается он в чередовании бисера в определенном порядке. Совершая незамысловатые действия, можно добиться оригинального узора.
Опытные мастерицы рекомендуют в начале своего творческого пути освоить технику «крестик», известную также под термином «монастырское плетение». Несложно сплести также цепочку «зигзаг». А вот объемное бисероплетение требует особой подготовки. Кроме того, эта технология представляет собой восточный вид рукоделия, и найти инструкцию еще несколько лет назад на русском языке было не так просто.
Простейший прием бисероплетения – низание. В чем он заключается, несложно догадаться. Бусины нанизываются на нить поочередно, никаких сложных манипуляций не производится. Такой способ используют дети при изготовлении незамысловатых браслетов. Другие приемы: продольное, поперечное, угловое, круговое низание.
Мозаичное низание
Эта техника имеет и другое название – peyote. Бисерины располагаются со смещением по отношению друг к другу. Это и создает эффект мозаичного изображения. Peyote – плотный тип плетения. Для выполнения правильного мозаичного плетения очень важно подобрать подходящий материал. Бисерины будут плотно прилегать друг другу, а потому должны быть одной величины.
Еще один метод плетения – цилиндричный, позволяющий создавать идеально ровную и относительно гладкую бисерную поверхность.
Брошка из бисера мастер-класс
В готовом виде изделие будет выглядеть следующим образом:
Чтобы изготовить такую брошку, вам понадобится:
- Пластиковый бисер трех цветов: розового, белого и зеленого.
- Сердцевинка (кабошон)
- Игла для бисера
- Леска
Ход работы:
- На леску нанизываем 36 бусинок. Формируем из них колечко, завязываем леску на узелок. Мозаичным плетением вяжем еще пять рядов из белого бисера, шестой – из розового. Получится вот так:
- В седьмом ряду добавляется по три розовые бусинки через каждую белую. Стягиваем все при помощи лески.
- Помещаем в центр броши заготовленную сердцевинку.
- Изнанку изделия плетем также мозаичным плетением, постепенно уменьшая количество бусинок.
- Зеленые лепестки плетем следующим образом:
Чередуем маленький и большой лист, выполненные по такой схеме:
- Вплетаем листики в брошь.
Изготовление объемных фигурок из бисера
Менее распространенный тип бисероплетения. Дело не в том, что он не пользуется популярностью у рукодельниц. Сегодня для многих этот тип рукоделия превратился из хобби в дополнительный или даже основной источник заработка. Техника объемного бисероплетения довольно сложна. А покупают сувениры, изготовленные таким образом, не столь активно, как, например, браслеты и серьги, на изготовление которых опытная мастерица может потратить всего несколько часов.
В последнее время издается немало книг по бисероплетению и прочим видам рукоделия. Отзывы о таких изданиях, как правило, положительные. Так, начинающие и опытные рукодельницы утверждают, что в «Волшебных фигурках и животных из бисера» представлены подробные инструкции, с помощью которых научиться технике вовсе не сложно.
Для изготовления фигурок используется латунная проволока диаметром 0,3 мм. Она прекрасно держит форму, значительно лучше, чем нейлоновая нить. Понадобится также вискозный шнур – для дополнительных элементов. Что еще пригодится? Маникюрные ножницы и маленькая отвертка.
Все фигурки животных выполняются по одному принципу. Ряды бисера укладываются сверху вниз так, чтобы получилось пластичное туловище. Затем проволока проводится по второму ряду, 2-й ее конец – через второй ряд с противоположного конца ряда. Концы проволоки следует плотно натянуть. Третий ряд нанизывается так же, как и второй. В остальном, если следовать схеме, можно довольно быстро научиться создавать фигурки животных из бисера. Замечательно смотрятся также цветы, выполненные по этой технологии.
Бисероплетение: искусство, вид творчества или болезнь?
Бисероплетение как искусство известно человеку с давних времен. Многие народы украшали свои национальные костюмы вышивкой и элементами из бисера. В настоящее время бисер приобрел достаточную популярность, его можно увидеть как на маечках, продаваемых на барахолках, так и на показах высокой моды. И в последнее время поклонников бисероплетения становится все больше и больше.
Так что же такое бисероплетение? Искусство? Вид творчества? А может быть это болезнь? Давайте разберемся в сути вопроса.
В переводе с греческого «мания» — это безумие, неистовство, восторженность (думаю, многие бисероманы испытывают подобные чувства, создавая очередное новое творение). По словарю В. Даля: «Мания — сумасшествие, помешательство, особенно на одном предмете, одностороннее и настойчивое, лютое». (Где-то я это уже видела)
Проведем краткий курс самодиагностики. На лицо все симптомы:
— возбуждение — неодолимое желание плести, плести, плести; — наплывы мыслей — и они не дают мне покоя, идеи украшений всё время лезут в голову, даже ночью во сне придумываются новые схемы и образы; — изменчивое настроение — не возможно понять, нравиться мне мое новое творение или оно просто меня раздражает; — раздражительность — особенно когда нитка путается…или кто-то отвлекает в самый неподходящий момент, когда я практически с капающей от наслаждения слюной пытаюсь вплести очередную бусину.
Думаю, картина ясна. А что происходит в магазине?
«Боже мой, какая красота!» — и начинается скупка всего-всего и побольше. Хомяки просто позавидуют. И так было раз, два… десять, будто, а какая-то сила тащит в магазин с бусинками и прочими интересными для творчества штучками. На первом этапе бисеромании идет «первичное накопление бисера». Пока ваша «хомячья кладовочка» не забьется до отказа, «сопротивление бесполезно»
На каком-то этапе многим «заболевшим» удается сказать себе стоп — взять волю в кулак, успокоиться, и начать создавать украшения из того, что уже накоплено и, покупать бисер, только если такой цвет о-о-очень нужен, или он о-о-очень красивый, или вы точно знаете, что с ним сделать.
Не знаю, как передается бисеромания, но точно знаю, она заразна, многим удается переболеть в детстве практически без последствий (кто в детстве не развлекался плетением феничек?). У некоторых отдельных индивидуумов болезнь приобретает затяжной, и даже хронический характер и на такой стадии практически не излечима. Могут возникнуть сопутствующие заболевания, как-то: вязание с использованием бисера, изготовление бижутерии, лепка из пластики кабошонов и всяких декоративных элементов, для использования потом в своем бисерном творчестве.
Как лечить?
Я думаю, лечить бесполезно, так как в легких формах болезнь не опасна, а в сложных лечению уже не поддается. Но все не так страшно, как рисуется на первый взгляд, так как одно из следствий данной болезни — огромное удовольствие, полученное от воплощения в жизнь своих идей, а также эйфория, испытываемая каждый раз, когда видишь восхищенные глаза людей, рассматривающих твои изделия, и просто наслаждение от самого творческого процесса.
Материалы и инструменты
Бисер разного цвета, размера и формы можно купить в любом магазине товаров для рукоделия. При покупке следует убедиться, что материал подходит для объемного бисероплетения. Для такой техники так же, как и для мозаики, понадобятся бусинки одной величины. Желательно подобрать несколько цветов.
Бисероплетение требует терпения. Впрочем, как и любой другой вид творчества. Начинать стоит не с создания объемных фигурок, а с изготовления изделий по самым простым схемам. Например, бус или браслетов. Узелковое плетение – все, что нужно усвоить для создания простых украшений. Принцип заключается в завязывании узла после каждой нанизанной бисерины.
В производстве используются машины для создания вышивки из бисера. Но ручная работа приносит удовольствие. Это неповторимый творческий процесс, результатом которого становится абсолютно уникальное изделие. Даже в том случае, если сделано оно по схеме из книги по бисероплетению. Стоит сказать, что многие мастерицы предпочитаются создавать свои, авторские схемы. Однако умение импровизировать приходит с опытом.
Материалы
Бисер — мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки.
Бусины – бусинки, но намного крупнее бисера, с отверстиями для продевания нити (количество отверстий может быть разное). Материал для бусин разнообразен: стекло, керамика, металл, дерево, кость, натуральные камни, янтарь.
Блестки — тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластмассы диаметром 2 -20 мм.
Голтовка — полуфабрикаты бусин из натуральных камней.
Кабошоны — камни любого вида и формы с выпуклой гладкой передней стороной и плоской задней. Оплетаются бисером и крепятся к жгутам как подвески.
Канва — специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от размера и вида материала.
Нитки мерсеризованные — технология химической обработки, придающей блеск ниткам
Обруч – жесткий каркас с застежкой (или без), на который нанизываются бусины, плетеные бусины, бисер и т.п.
Пайетки — блестки круглой формы, разных цветов.
Плечико – металлические полоски с одной стороны с несколькими ушками и с другой стороны с одним ушком по центру полоски (зачастую для замочка)
Пяльцы — специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые. Форма круглая, квадратная, прямоугольная. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча, складывающихся один в один и прижимающихся зажимом. Для вышивки полотен используют прямоугольные пяльцы, представляющие собой деревянную раму. При вышивании их часто крепят на специальных подставках.
Разделители – металлические полоски с дырочками (количество дырочек может быть разное: 2, 3, 5 и больше), которые разделяют изделие на несколько частей, благодаря чему можно менять цвета, форму, тип бисера и узор.
Рис — бисер вытянутой формы.
Рубка или рубленный бисер — цилиндрический бисер с обрубленными концами (у китайской рубки края зачастую острые, которые могут перетереть нить; у чешской и японской рубки края сглажены).
Рондель — бусины в виде колечек, могут иметь вогнутую или выпуклую форму, украшены рифлениями, стразами и др.
Рустикальные бусины — бусы из грубо обработанных камней, имеющие неправильную форму и различные вкрапления.
Стеклярус — отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-25 мм, отличается от бисера большей длинной. Бывают гладкими или закрученными.
Стопперы – небольшие трубочки (длинной около 2-4 мм), которые одеваются на изделие, зажимаются плоскогубцами и тем самым фиксируя бусину или несколько бусин на одном месте.
Стразы — стеклянная имитация драгоценных камней.
Станок — приспособление для изготовления изделий способом тканья.
Сутаж — хлопчатобумажная тесьма, состоящая из двух скрученных жгутов, соединенных вдоль друг с другом.
Фарфале – бисер бабочкообразной формы (восьмеркообразной формы или знака бесконечности).
Фермуар — декоративная застежка ожерелья, иногда крупная, располагающаяся на груди или ближе к плечу. Так называют и короткие обьемные ожерелья по шее с застежкой спереди.
Фурнитура – дополнительные детали для какого-либо вида работы или производства. К фурнитуре относится все: швензы, стопперы, замочки, карабины, гвоздики, обручи, колечки и т.п. Фурнитура может быть из различного материала: пластмассы (редко, но встречается, но крайне не практична), драгоценные металлы (серебро, золото), обычные металлы.
Швенза — крепление для серьги.