Что известно о мозаике?
Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.
Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:
- создание основы;
- накладывание грунта;
- подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
- разработку шаблона;
- а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.
Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.
Холст своими руками для алмазной мозаики
В качестве основы обычно используют пластик или холст. Первый вариант дешевле и проще в работе. Второй – затратнее, но выглядит профессиональнее и богаче. Альтернативный вариант – самодельная основа от мастера алмазной вышивки и автора тематического канала. Получается гораздо прочнее простой бумаги и заметно дешевле тканевого аналога. Научившись делать основу своими руками, можно смело создавать собственные, авторские наборы для вышивки.
Что такое мозаика?
Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.
Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.
Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.
Как сделать мозаику из плитки
Плиточная мозаика своими руками получается достаточно просто. Берется обычная плитка и с помощью кусачек для резки плитки накалывается на части, опытные мастера могут проделать эту работу с помощью обычного молотка. Профессиональные матера используют целые плитки, которые предварительно отсортировали по цвету и толщине, а наши Кулибины обычно формируют из частей любых добытых материалов.
Плитку… Вдребезги… Никулиных на них не напасешься…
Все начинается с графической картины, на основе которой будет рождаться плиточное панно. Отбираются материалы нужных цветов и нужных поверхностей. Работа достаточно кропотливая, но и очень увлекательная. Укладка плиточной мозаики в интерьере дома ничем не отличается от укладки плитки. Используется плиточный клей, шпатель с зубцами и затирка. Кафельная мозаика своими руками может быть уложена в любой части дома, даже на входной группе.
Палитра керамической мозаики для укладки собственными руками
Специально для этого материала подобрали видео, на котором наглядно показывается такая техника.
Для чего применяется плиточная мозаика:
- Для отделки интерьера;
- Для декорирования предметов.
Декоративная мозаика своими руками тоже имеет место быть, но процесс её подготовки проходит более кропотливо, она более дорогая и лучше поручить её укладку профессиональному мастеру.
Есть ювелироподобная техника укладки мозаики — «мили фиори». Её придумал один придворный художник. Для этого он вытянул смальту в палочки, а затем уложил их в мозаичный пейзаж.
Немного истории
Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.
Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.
Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».
Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.
В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.
В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.
В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.
Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.
Современность
В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.
Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:
- кубизм (как будто созданный под мозаику);
- пуантилизм;
- импрессионизм и пр.
Укладка мозаики
Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:
- Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть. Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону. Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
- Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении. Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу. Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства. Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера. При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.
Самостоятельное изготовление мозаики
Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.
«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.
Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:
- Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
- Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
- Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
- Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
- Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.
Как правильно укладывать
Существует три возможных варианта укладки.
- По цветам или в шахматном порядке. Преимущество – четкая очередность приклеивания, исключающая смещение изображения.
- Рядами. Главный минус – возможное смещение рисунка. Зато можно ускорить работу за счет использования стилуса для трех элементов, описанного выше.
- Секторами или полосками. Очень удобно освобождать пространство от защитной пленки по 6-8 см. Но процесс может утомить однообразием.
Связующее для мозаики
Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:
1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.
Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).
Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.
Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.
Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).
Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.
Мозаика из ракушек
Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.
Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.
В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.
Как сделать эскиз из фото
Если есть желание создать собственный шедевр, не прибегая к покупным наборам, современные технологии помогут воплотить план в наилучшем виде. Сегодня существуют специальные программы для вышивальщиц, которые оцифровывают любые фотографии и картинки, выдавая в результате цветовую схему. Наиболее часто мастерицы используют программы «Алмазная вышивка» и Pattern maker (изначально созданная для вышивки крестом).
Материал
Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.
Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.
Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.
Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.
Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.
Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.
Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.
Мозаика из яичной скорлупы
Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:
- Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
- После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
- Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
- В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.
Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.
Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).
Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.
После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.
Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.
В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.
Простой урок
Прежде чем начать мастер-класс, необходимо подготовить набор для вышивки со всем указанным содержимым. И теперь можно приступать к укладыванию алмазной мозаики:
- У каждой мастерицы есть некоторые хитрости, которыми она пользуется во время вышивки и которые значительно упрощают процесс рукоделия.
Статья по теме: 5 способов легко накрахмалить салфетку
Лучше разложить все камни по номерам в порядке возрастания, так не будет потеряно время на поиск нужного цвета.
- Аккуратно отделяем защитную пленку от рисунка, но не нужно ее снимать полностью, т.к. полотно может испачкаться, да и клеить будет не совсем удобно. Поэтому частично отгибаем края пленки.
- На рисунке можно увидеть схему расположения мозаики с кодовым наименованием и указанием цветов. Ищем нужный пакетик со стразами, пересыпаем мозаику в отдельную емкость или специальную сортировочную форму и аккуратно пинцетом выкладываем камни в нужный квадратик.
Если случайно по ошибке получилось уложить мозаику не на то место, то можно пинцетом осторожно снять стразу и наклеить ее в нужное место. Клейкая основа при этом не потеряет свои свойства.
Стразы выкладываются плоской стороной на рисунок.
- Когда одна часть рисунка будет готова, можно приступать к другой.
Можно выкладывать мозаику рядами или по цветам. Здесь каждый мастер создает свое технику индивидуально. Линейкой можно поправлять ряды, чтобы линии не съезжали вверх или вниз.
- Если работа приостанавливается, то лучше недоделанную картину прикрывать защитной пленкой, а затем вновь приступать к укладыванию мозаики.
- При окончании работы пленку можно убрать совсем.
И вот, алмазная мозаика готова!
- Еще раз выровняем края линейкой и оформим картину в рамку.
По желанию можно обработать картину бесцветным лаком, например, акриловым, тогда мозаика будет выглядеть еще более блестяще и переливающейся.
Как видно, нет ничего сложного в работе с алмазной вышивкой, это очень простой и занимательный вид рукоделия. Помимо этого, у алмазной мозаики есть еще ряд преимуществ:
- такая вышивка алмазной мозаикой выглядит очень ярко и необычно по сравнению с обычной вышивкой нитками;
- сложенные мозаикой картины не рвутся и не мнутся;
- стразы можно использовать не только для вышивки, но и для декорирования предметов – шкатулок, коробочек, зеркал и т.д.;
- к алмазной вышивке можно привлекать детей от 3-х лет, они могут искать нужные цвета и помогать укладывать детали;
- занятие алмазной мозаикой очень затягивает, поэтому время пролетает незаметно, особенно подходит для занятия детей во время каникул или выходных дней.
Статья по теме: Ремешок для часов своими руками
Есть, конечно, и небольшие минусы, которые также стоит упомянуть. В связи с тем, что эта техника довольно новая, в свободном доступе совсем немного рисунков и будет сложно найти основу для мозаики по душе. Кроме того, наборы по алмазной вышивке достаточно дорогие и не каждый сможет приобрести их для творчества.
Нечто особенное
Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже. В качестве необычных материалов для панно можно использовать, в принципе, все, что угодно, в том числе:
- различные канцелярские кнопки;
- кусочки мягкого дерева и хвойной фанеры;
- мелкие пирамидки с разноцветными гранями;
- спички торцом и прочие материалы.
(80 голос., средний: 4,80 из 5)
Искусственный камень: самостоятельное изготовление и укладка
Расчет количества обоев
Похожие записи
Как организовать процесс
В качестве рабочего места удобнее всего выбрать просторный стол, хорошо освещенный. Раскрыв набор, понадобится ровно разложить холст и пересыпать стразы в специальный органайзер (каждый цвет – в отдельную ячейку с подписанным номером цвета). Для удобства цвет, с которым работают в данный момент, насыпают в лоточек с бороздками (всегда есть в наборе). Отрывать пленку от клеевого слоя основы нужно небольшими частями: освободили кусочек – и сразу заполнили.