Зарождение лоскутного шитья в Японии
В Японии современный вид это искусство приняло не сразу: сначала из отрезков ткани шили свои одежды монахи, простёгивая их вручную. Когда часть костюма истиралась, добавлялись новые лоскуты и пришивались, как заплатки. Так в технологии появилась стёжка: было замечено, что простёгивание укрепляет изделие и несёт декоративную функцию. В дальнейшем техника стала использоваться для изготовления воинских костюмов.
Распространение пэчворка в Японии было вызвано и экономической ситуацией: в страну было запрещено ввозить ткани из Китая, из-за чего начала развиваться местная текстильная промышленность. Постепенно лоскутное шитьё перешло в национальную традицию, превратившись из техники починки одежды в искусство украшения предметов обихода.
Осиэ — японское искусство создания объемных картин из ткани и картона
Осиэ — японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений) ткани, картон, ватин, клей, ножницы.
Использование японских материалов — ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют кимоно. Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались гейши, самураи, дети в национальных костюмах, сцены из сказок.
Рекомендуем: Вязаная крючком тыква
Если Вы решитесь постигать основы этого искусства могу предложить Вам мастер-класс, правда он на японском, но с фотографиями можно будет разобраться.
Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.
Особенности японского лоскутного шитья
Человеку, не знакомому с особенностями японского пэчворка, может показаться, что сильных отличий от европейской или американской технологии нет. Но это не так. Одной из визитных карточек японского лоскутного шитья является обилие стёжки, которая используется наряду с аппликацией и несёт, помимо функции укрепления изделия, ещё и декоративную нагрузку. Она выполняется не только в виде прямых линий или геометрических фигур, но и в виде символического узора. Нитки не всегда используются в тон ткани.
Сашико — японское искусство вышивки
Сашико — простое и изысканное японское рукоделие, чем-то схожее с пэчворком. Сашико – это простая и вместе с тем изысканная ручная вышивка. В переводе с японского слово «сашико» означает «маленький прокол», что полностью дает характеристику технике выполнения стежков. Изначально узоры сашико использовались для простежки и утепления одежды, небогатые женщины складывали поношенную ткань в несколько слоев и соединяли ее с помощью техники сашико, таким образом, получалась одна теплая стеганая куртка. В настоящее время сашико широко используется в декоративных целях.
Основные принципы сашико:
- Контраст ткани и нити — традиционный цвет ткани темно-синий, индиго, цвет ниток — белый, часто использовались сочетание черного и белого цветов. Сейчас конечно цветовой палитры так строго не придерживаются.
- Стежки никогда не должны пересекаться на перекрестках орнамента, между ними должно оставаться расстояние.
- Стежки должны одинакового размера, расстояние между ними также не должно отличаться неравномерностью.
Ткани для пэчворка по-японски
Отличительной чертой японского пэчворка являются особые ткани, используемые для создания изделий. В каждой стране образ жизни, религия, быт, природа, окружающие людей, отражаются и на прикладном искусстве. В Японии техника лоскутного шиться становится своего рода медитацией, направленной на расслабление, отрешение от забот и отдых. Потому материал используется приглушённых и спокойных оттенков.
Главная особенность восточной техники
Из тканей чаще всего используется принтованный и фактурный хлопок. Сочетание ручной стежки и таких материалов придает работам, выполненным в этой технике, объемность. Основная особенность японского пэчворка: все изделия шьются вручную, без использования швейной машинки. При помощи механических инструментов невозможно добиться того вида и качества изделий, которые получаются при ручной работе. При шитье на машинке они получаются более плоскими, а некоторые мелкие детали просто невозможно выполнить механическим способом. Подобное мастерство требует усидчивости, занимает много времени, поэтому японское лоскутное шитьё очень высоко ценится.
Современный пэчворк в японском стиле
Все чаще восточная разновидность лоскутного шитья стала дополняться другими техниками рукоделия. Сейчас модно дополнять изделия ручной вышивкой, нашивать стразы, бисер или шармы. Традиционно такие вещи украшают бахромой и кисточками. Японский пэчворк позволяет применять несколько различных приёмов одновременно. Необычным аксессуаром может стать текстильная бусина. Выполняется она элементарно: из лоскутка ткани вырезается круг в 3 см, в центр кладётся кусочек синтепона и материал стягивается по краю. Бусинками дополняют замочки, шнурки. Из них делают бусы, браслеты.
Видео
Пэчворк для начинающих. Что нужно новичку?
Как нарезать ткань для лоскутного шитья?
Мастер класс: чехол для телефона — японский пэчворк
Мастер класс: сумка и косметичка в технике японский пэчворк
Запись эфира в 4х частях
Необходимые материалы для пэчворка
Начать изучение японской техники лоскутного шитья можно с изготовления обычной косметички. Существуют наборы для японского пэчворка, но при наличии дома ненужных кусочков ткани для тренировки лучше использовать их. Рисунок можно придумать самостоятельно или взять готовую схему и перевести её на кальку. Очень важно выбирать для работы качественные иголки. Они должны легко проходить через ткань и не вынимать волокна. Хорошие нитки и ткани заметно облегчат работу. Расцветку материала выбирают близкую к натуральным, природным оттенкам: зелёную, коричневую, красную. Для аппликации используют неконтрастные цвета, гармонично сочетающиеся с основой. Если в работе использовать ткань в клетку, простёгивать её будет удобнее.
Для начинающих японский пэчворк может показаться сложным, но на самом деле технология шитья не вызывает особенных трудностей у новичков. Главное – запастись терпением, так как все детали сшиваются вручную, а на это может понадобиться много времени. Если у аппликации очень мелкие элементы, в первый раз рекомендуется воспользоваться клеевым карандашом для их закрепления. Все части изделия вырезаются с припуском на шов. Перед началом работы ткань нужно постирать и отутюжить. Ручная стёжка позволяет использовать различные декоративные швы и сделает изделие более мягким.
Видео
Пэчворк для начинающих. Что нужно новичку?
Как нарезать ткань для лоскутного шитья?
Мастер класс: чехол для телефона — японский пэчворк
Мастер класс: сумка и косметичка в технике японский пэчворк
Запись эфира в 4х частях
Необходимые инструменты
Для работы понадобится:
- выкройка для основы и рисунка;
- ткань для основы;
- несколько небольших лоскутков для аппликации;
- две косые бейки;
- плотная бумага для аппликации;
- ножницы;
- молния;
- подкладочный материал или синтепон;
- иголки для пэчворка;
- кожаный напёрсток;
- булавки;
- нитки.
Японский пэчворк: мастер-класс для начинающих
Процесс создания изделия состоит из следующих шагов:
- Выкройку для косметички можно изготовить самостоятельно или взять схему из открытых источников. Для неё понадобится плотный картон.
- Из основной ткани вырезаем две одинаковые прямоугольные заготовки для лицевой и изнаночной стороны. Между лоскутками кладём наполнитель, создавая «слоёный пирог». Для удобства его лучше закрепить булавками или специальными фиксаторами для ткани. Основу можно также выполнить в технике пэчворк, собрав из разноцветных лоскутков.
- Размечаем основу мылом или карандашом и начинаем стежку. Простёгиваем ткань полностью.
- Прикладываем выкройку и отмечаем контур на ткани, не забываем про припуски.
- Из плотной бумаги вырезаем детали рисунка: эти кусочки будут оборачиваться лоскутками ткани и служить основой для аппликации. На шов оставляем припуск не менее 3 мм.
- Делаем на лоскутках небольшие засечки ножницами, чтобы было удобнее присоединить их к бумажным заготовкам. Края загибаем внутрь и заглаживаем. Вместо бумаги можно использовать клеевой флизелин. Тогда собрать рисунок будет намного проще: достаточно аккуратно загнуть края и прогладить готовые элементы утюгом.
- Собираем аппликацию, оборачивая детали тканью, и пришиваем к заготовке аккуратными стежками при помощи потайного шва. Дополнительно можно пристегать рисунок декоративным швом «строчка», используя контрастные нити.
- Можно украсить косметичку вышивкой, бусинами или пришить пуговицы. Мулине для этого выбирается в тон основной части изделия. Сделать это нужно до сборки изделия.
- Обмётываем края заготовки для косметички, чтобы нитки не растрепалась, и вырезаем основную деталь.
- Начинаем обрабатывать края. Выкраиваем полоску шириной 5 см и пришиваем косую бейку при помощи потайного шва. Теперь осталось придать форму изделию.
- Основную деталь складываем пополам и отступаем слева и справа около 4 см, отмечая эти места булавками.
- Работаем с изнанкой. Заворачивая стороны к себе, начинаем сгибать по центральной части. От края отступаем 2 см, прошиваем и срезаем уголок. К необработанному участку пришиваем лоскут ткани, чтобы спрятать кончик.
- Вывернутую на лицевую сторону косметичку сшиваем до точек, где поместили булавки.
- Формируем дно и вшиваем молнию.
Косметичка готова! Это изделие мы создали своими руками. Японский пэчворк не терпит машинного шитья, потому можно смело говорить, что этот симпатичный аксессуар получился полностью ручной работы.
Японский коврик из колец
Еще один очень красивый японский коврик сделан по похожей технологии из колец, только среднюю часть для него вязать не нужно.
Уже после выхода этой публикации я все ж таки нашла время и связала такой симпатичный коверчик. А недавно сделала видео, чтобы показать все особенности этого вязания.
Хочу сказать, что трудность здесь заключается в том, что очень сложно сделать расчет изначально. Мне пришлось распускать свою работу раз пять, пока достигла нужного результата.
Пряжу я использовала толстую черкесскую (акрил +полушерсть) в четыре сложения. Расход пряжи — по 200 гр бежевой и горчичной и 250 грамм коричневой.
Крючок нужно взять номер 6-8, размер крючка здесь важен, чтобы отчетливо был виден рисунок.
Коврик у меня получился диаметром 80 см.
Схемы японского коврика
Описание работы
Я пришла к выводу, что для вязания первого кольца нужно набрать цепочку из 50 воздушных петель (замыкаем их в кольцо, соединяя первую и последнюю петельки цепочки соединительной).
В первом ряду в каждую петлю цепочки вяжем столбик без накида, крючок вводим под заднюю петельку.
Ряд второй: по два незаконченных столбика с одним накидом вместе в каждый столбик 1-го ряда. Крючок и здесь, и далее – под задние стенки петли, таким образом на кольце получится красивый рубчик.
Ряд третий: как второй, между группами столбиков по одной воздушной петельке.
Ряд четвертый: столбики без накида.
В итоге должно получится кольцо, ширина которого должна быть чуть больше половины его внутреннего диаметра. Если кольцо будет слишком узким, коврик не получится, кольца не лягут плотно друг к другу, между ними будут дыры.
И далее вяжем следующее кольцо другого цвета, прежде введя цепочку под первое кольцо.
Всего у нас должно быть связано 9 колец трех цветов.
По окончании их вязания следует обвязать весь коврик по периметру столбиками без накида пряжей одного из цветов.
Японскими мастерицами предлагается еще связать основание коврика по приведенной схеме. Но я просто пришила кольца к куску гобелена.
Рекомендую так же все кольца сшить между собой иголкой с ниткой потайными стежками, чтобы при стирке коврик не разваливался и держал свою форму.
А если вы думаете, что коврик будет скользить по полу, можно выполнить еще некоторые мероприятия. Эти советы я опубликовала здесь>>.