История появления хобби
Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.
В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.
В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.
Высокий пик совершенства этот вид искусства достиг во времена ренессанса (XVI—XVII века). Появляются первые вазы, кубки, чаши и много другое.
Особенности
К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появился постоянный канон по изготовлению элементов в композициях.
Например, листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень:
- чёрной смородине — тёмный агат,
- белой смородине — горный хрусталь,
- княженике — малиновый шерл (турмалин),
- малине — селенит и орлец (родонит),
- клубнике и землянике — сургучная яшма,
- крыжовнику — сердолик,
- морошке — янтарь или обожжённый красный коралл,
- винограду — аметист и иногда дымчатый кварц;
Малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.
В конце XIX–XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов.
Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала.
Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы».
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Послать это другу (Открывается в новом окне)
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
С чего начать работу
Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:
- для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
- для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
- художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).
Нужные инструменты
Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:
- Молоток.
- Долото или зубило.
- Напильник.
Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.
В зависимости от размера изделия, подбирается необходимый инструмент. То есть, если нужно проработать мелкие детали, подходит маленький напильник. Для обработки большего участка используют соответствующий размер.
У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:
- кувалду (для работы с объёмным материалом);
- кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
- отбойный молоток (обтёсывает камень);
- стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
- столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
- щётку (шлифует изделие);
- скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
- чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
- фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).
Виды изображений на камне
С древнейших времен использовалась художественная резьба на полудрагоценных каменьях. До нас дошли уникальные фигурки и украшения, выполненные древними людьми из нефрита, бирюзы и т.д. Не менее распространена резьба в архитектуре.
Художественные изделия из камня делятся на два типа.
- Скульптура. Объемный предмет, все элементы которого можно детально рассмотреть со всех сторон.
- Рельеф. Это объемный рисунок, который высечен на каменной поверхности. В архитектуре обычно используется именно такой тип изделий.
Рельефы также бывают разных видов. Это барельеф (неглубокое изображение), горельеф (практически объемный рисунок), врезанный и живописный.
Дополнительные советы и техника безопасности
При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:
- Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
- Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
- Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
- Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.
Резьба по драгоценным камням: самое древнее из искусств
Искусство резьбы известно с древних времен, когда оно применялось для украшения дворцов в древних городах Ассирии и Египта, отмечает портал. Оно использовалось для скульптур, храмов и саркофагов, но не в виде переносных предметов творчества.
Статья написана на основании исследования Егуды Кассифа, хранителя Музея алмазов Рамат Ган. Небольшие резные драгоценные камни стали произведениями искусства, которые можно было легко носить, перевозить и выставлять напоказ. Они были известны как камеи. В настоящее время резьба по драгоценным камням широко распространена в Европе и на Дальнем Востоке, где в качестве основного материала используется жадеит. Резьба по драгоценным камням является видом искусства, история которого насчитывает тысячелетия. Оно дало жизнь маленьким статуэткам, бусам и предметам украшений, сделанных из дорогих материалов – драгоценных и полудрагоценных камней. Эти небольшие произведения искусства, часто изображающие исторических личностей или исторические события, использовались вместо картин или гравюр. Сегодня картины и фотографии выполняют ту же задачу. Происхождение термина «камея» Слово «cameo» («cameos» во множественном числе)» неопределенного происхождения. Бытует мнение, что слова «camaieu» или «camaheu», появившиеся во Франции в 13-м веке, имеют греческие корни и пришли с крестоносцами, возвращавшимися с Востока. Термин «cameo», используемый для описания рельефной резьбы на камне или раковине, часто переводится на иврит как «kamiah» — древнееврейское слово, означающее амулет или талисман, что вводит в заблуждение. Камея не обязательно связана с мистическими ассоциациями древнееврейского «kamiah». Техники выполнения резьбы По существу, камея — это двухмерная скульптура, где используются плоские цветные драгоценные камни, с которых снимаются тончайшие слои, что придает глубину и перспективу изображаемой фигурке. Фигурки людей, животных или элементов природы рельефно выступают, а фон выполняется с помощью резьбы. Резьба показывает природные слои камня и использует их для создания изображения и фона. Для этого способа применяются острые инструменты, аналогичные инструментам стоматолога. Инталия (intaglio), происходящая от латинского слова «tagliare» – «резать» – это тоже камея, но выполненная другим способом. Обычно для инталии используется прозрачный или полупрозрачный камень. Поверхности резьбы гладкие, а фигуры, кажется, отражаются в камне. Для достижения такого эффекта резьба выполняется с тыльной стороны камня, вырезается сама фигурка, а не фон, как в камее. Такую камею можно смотреть из двух положений, и тогда с гладкой стороны видна фигурка, «плавающая» в камне. Иногда применяется краска для подкрашивания изображения. Многовековая история резьбы по камню Искусство резьбы известно с древнейших веков человеческой истории. Резьба по камню известна с пятого века до н. э., а колыбелью резьбы по драгоценным камням считается древний Вавилон. В древней Греции (800 — 500 годы до н.э.) резьба по драгоценным камням процветала в основном на островах Средиземноморья. В этот период в искусстве находили свое отражение гуманистические идеалы, а резные произведения искусства изображали персонажей из греческой мифологии и элементы природы. В третьем веке до н.э. египетские художники оказали свое влияние на искусство резьбы. Они изобрели новые способы резьбы: фигурка и ее детали выступали, а фон вырезался. В это время и были созданы первые крупные камеи, обычно из индийского сардоникса. Резчики особенно любили этот камень за его яркие слои, позволяющие делать многослойные изображения. Этот период дал нам камею царя Птолемея II, служащую поворотной вехой в искусстве резьбы. Изображения на резных драгоценных камнях этого периода представляли собой сочетание египетских мотивов с эллинистической художественной направленностью, а позднее – с элементами римского искусства. Во времена римской империи камеи, выполненные резьбой, считались одними из самых важных предметов в римских сокровищницах. Древнеримские камеи продолжали художественные традиции древнегреческих камей. Мы знаем имена художников-резчиков по камню того периода — например, Дискорид, резчик при дворе императора Августа (60-14 годы до н.э.). Искусство камеи и инталии пережило бурный расцвет в эпоху итальянского Возрождения, когда выдающиеся произведения этого древнегреческого и древнеримского искусства считались идеалом красоты. Это направление вдохновляло скульпторов, художников и резчиков выражать свое искусство такими способами, которые были известны в античные периоды. В 15 веке и в начале 16 века камеи создавались такими известными художниками, как Маттео Дель-Нассро (1515-1547), Валерио Беллелли (1468-1546), Джованни де Бернарди (1494-1553) и Джованни делле Карниоле. Камеи, созданные этими и другими художниками того времени, являются художественными ценностями; все они признаны вершиной искусства резьбы по драгоценным камням. Кульминационной точкой этого периода стала работа Анибела Фонтанта (1540-1587) и камеи из мастерских братьев Серракио, а также семьи Оттавио Мизрони (Ottavio Mizroni) из Милана, чьи произведения искусства и камеи можно увидеть в настоящее время в крупных музеях в Европе и США. Кроме камей, резчики эпохи итальянского Возрождения также изготавливали предметы домашнего обихода из драгоценных камней. Кубки и чаши выполнялись из таких камней, как кварц, аметист и лазурит. Эти изделия производили впечатление на знать, и она могла их себе позволить, как, например, Медичи. В коллекции Медичи находится знаменитая «флорентийская тарелка». В 18 веке разновидностью искусства резьбы стала резьба семейных гербов и геральдических знаков. Имена семейств, дстигших совершенства в этом деле, дошли именно из этого периода: семья Фитчлер и такие художники, как Наттер Хэккер и Мерчэнд. Интересно отметить, что известный поет Иоган Вольфанг фон Гете, изображение которого было вырезано как инталия Хэккером, сам стал коллекционером камей. Начиная с середины 19 века Париж стал задавать тон в искусстве, культуре и моде. Резьба на драгоценных камнях нашла быстрое развитие в городе и привлекала многих молодых художников из таких городов, как Идар и Оберштейн в Германии. Самыми знаменитыми из них были Вильгельм Лацер, художник, сделавший себе имя как резчик. Он приехал в Париж в 1857 году в возрасте 14 лет, и его самая известная работа – камея Венера, которую он сделал вместе со свадебными ювелирными украшениями, — выставлена в музее в Идар-Оберштейне. Школа Идар-Оберштейна На искусство резьбы по драгоценным камням в Идар-Оберштейне в значительной мере оказал влияние растущий интерес к художественным творениям и резьбе по камню. Интерес к резьбе по камню постоянно возрастал в разных частях света – в Европе, США и начиная с 1975 года в Японии. Резчики по драгоценным камням приглашались на международные выставки и принимали в них участие. Современная резьба на камне отражает дух современности и придает значение трехмерным скульптурам, барельефам, реалистическому изображению человеческих фигур, переменам в монохромных изображениях и разработке фамильных гербов, а также резьбе рельефа и способам штриховки. Студентов, обучающихся резьбе по драгоценным камням, просят вырезать чаши из горного кварца, багеты и выполнить резьбу на других драгоценных камнях. Резчики по камню, прошедшие обучение на различных курсах, развивают свои способности и вырабатывают свой стиль. Быстрое развитие технических инструментов, наблюдавшееся в 1980-х годах и угрожавшее вызвать перепроизводство продукции и ее удешевление, не представляло угрозы для коллекционеров изделий, выполненных в технике резьбы на драгоценных камнях. Наоборот, развитие этих технологий стало дополнительным стимулом, вдохновляющим художников из Идар-Оберштейна создавать новые произведения искусства. Ценность новых оригинальных работ сохранялась, а иногда даже возрастала. Иногда «промышленное» изделие привносило новый современный дизайн. Профессиональные конкурсы и различные призы, включая призы, присуждаемые на международном уровне, отмечали совершенство и высокое качество, которому резчики придают большое значение.
Инструменты
Как и для каждого дела, тут очень важным элементом является правильный выбор материалов и инструментов. Для человека, который делает это впервые, легче будет творить на мягком камне. И стеатит очень хорошо подходит под это описание. А для большей стойкости и податливости вашего эксперимента, рекомендуется использовать алебастр или строительный гипс. Так вы сможете потратить минимум нервов во время работы и намного дольше любоваться тем, что получилось. Также у гипса есть целая палитра нежных оттенков и скульптура получится намного эстетичнее.
Прежде чем работать, не забывайте проверять своё полотно для творения на наличие трещин. Дело в том, что камень сам по себе очень хрупкая и непредсказуемая порода — одно неправильное движение, и все ваши старания пойдут насмарку. Все изъяны лучше всего можно рассмотреть на мокром камне — так что перед работой следует его хорошенько намочить. Размер тоже имеет значение, поэтому учитесь сразу выбирать камень нужной величины.
А теперь перейдём непосредственно к самим инструментам. Для этого вам понадобится:
- пылезащитная маска;
- защитные очки;
- перчатки (если вы работаете с большими камнями);
- хороший отбойный молоток, долота и напильник;
- немного фантазии и терпение.
Резьба по камню своими руками
Для начала нужно придумать то, что вы хотите воплотить в жизнь, а именно нарисовать эскиз. Некоторым может больше помочь маленькая модель, вылепленная из пластилина или глины, дабы иметь лучшее представление об объёме. Важно начинать с абстрактных форм, поскольку изящные детали будет сложно показать и вы только расстроитесь раньше времени.
Итак, держа молоток в одной руке, а долото в другой, вы можете начинать процесс. Очень важно вести инструментом от центра к краю — так вы уменьшите вероятность ненужных сколов. Также не забывайте работать долотом не перпендикулярно образовавшимся трещинам, а параллельно. Последние штрихи сделайте с помощью напильника и отполируйте вашу статую наждачной бумагой — так она будет выглядеть более сглажено и естественно.
Аппликации из бумажных салфеток своими руками: подробные мастер-классы Цветы из бисера. Как сделать своими руками Поделки с детьми 3 лет