Техника вязания крючком представляет собой создание имитации различных видов кружев. В статье «брюггское кружево крючком модели и схемы» мы рассмотрим технику вязания кружева, именуемую в Европе Брюггской, а в России – Волгоградской.
Основой такого вязания является непрерывная тесьма-полоска. Её свободные изгибы образуют самобытный и неповторимый рисунок. Используется брюггское кружево в качестве каймы или отделки какого-либо изделия. Также из него можно сделать прекрасные покрывала, салфетки или скатерти.
Вязание крючком основной ленты кружева с подробными схемами
В представленном примере лента кружева состоит из 5 столбиков с накидом. В зависимости от модели, ее длина и количество столбиков может меняться.
Если чередовать столбики с накидом и клетки, можно получить очень интересный бордюр. Каждый ряд обязательно должен начинаться арками для подъёма. Количество воздушных петель, из которых они состоят, зависит от длины ленты, а также стиля мотива.
Мастер класс выполнения ленты брюггского кружева
Способы соединения кружевных лент со схемами
Соединить две ленты брюггского кружева можно разными способами – сшить через край, либо обвязать крючком петлевым швом. Последний вариант более удачный, так как на изделии не остаётся следов соединения лент.
Способы соединения элементов вязания
История появления кружева
Из истории известно, что первые кружевные работы появились в начале ХV века. Воздушными переплетениями тонких нитей изначально украшали салфетки, постельное бельё, скатерти и вязали необходимые детали интерьера. Однако в ХVIII веке кружево стало довольно популярно, и как элегантные детали образа появились кружевные воротнички, шали и прочие предметы гардероба.
Родиной уникального кружева, изделия из которого пользуются особенной популярностью у модниц во всём мире, является утончённая Бельгия, а именно город Брюгге, в честь которого техника вязания крючком и названа. Ранее плетение из нитей считалось исключительно мужским занятием, но позже приобрело особую популярность у слабого пола. Известно, что технике брюггского кружева даже обучали в школах для девочек, и этот предмет считался долгое время обязательным к изучению.
Изначально брюггское кружево плелось на специальных деревянных коклюшках, воткнутых так, как задумывался узор. Для простых узоров использовалось 300 коклюшек, а вот для сложных хитросплетений рукодельницы Бельгии брали 700 штук. Особенными умелицами в этой области считались монашки, ручная работа которых ценилась знатью очень высоко.
Брюггское кружево из мотивов «ромашка»
Пред началом работы, оставляем 10 см нити. Затем вяжем цепочку из 5 возд. пет. для первой арочки. Далее делаем 2 столб. с накидом, 1 возд. пет. и 2 столб. с накидом на том «хвостике», который оставляли сначала.
После 5 возд. пет. подъема начинаем вязать второй ряд. В нём мы делаем 1 столб. с накидом на всех петлях предыдущего ряда, после чего выполняем ещё 5 возд. пет. подъёма.
Продолжаем вязание крючком до 47 ряда, а в процессе выполнения следующего ряда присоединяем цепочку к первому ряду, а лишнюю нить обрезаем.
Далее, в центральной части мотива делаем воздушную петлю, а затем 4 накида. Потом вводим крючок в 2 арки внутренней части ленты и выполняем 1накид. Вытягиваем 1 петлю, завершаем столбиком с 4-мя накидами, провязывая петли 2 по 2.
Далее вяжем пико- 4 воздушных петли соединяем столбиком с 3-ей петлёй от крючка. Продолжаем вязание центральной части до тех пор, пока не заполнится серединка. Когда работа будет закончена, нить закрепить.
Схемы выполнения мотива «ромашка»
Основы рукоделия
Абсолютно все схемы и модели брюггского кружева крючком начинаются с вязания цепочки из 10 воздушных петель, которые потом соединяются 5 провязанными столбиками. Обязательным элементом является оставленная специально на каждом изгибе петля-ушко, которая поможет в дальнейшем в создании узора и скреплении ленты. Дойдя до поворота на следующий ряд, вновь провязывается 5 воздушных петель, повторяются столбики. Таким образом создаётся лента задуманной длины.
Рукодельницы отмечают, что боковые петли-ушки можно оставлять разной длины. Эта хитрость поможет придать узору большую уникальность. Также можно изменять количество столбиков между поворотами. Их может быть 3, 5, 7.
Нет предела фантазии рукодельницы и в том, что между связующими столбиками можно оставлять определённое расстояние, в петлю или несколько, что тоже прибавит баллов авторской работе. При создании необходимого узора в пошаговой инструкции для начинающих брюггское кружево рекомендуется соединять за ушки-петли.
Для того чтобы ленты находились на равном расстоянии или параллельно друг другу, рекомендуется соединять их одинаковыми воздушными столбиками. Если кружевную ленту соединять столбиками разной высоты, то получится расхождение, что тоже применяется в узорах вязания крючком. Заполнив пустоту между основной лентой различными воздушными переходами, можно получить особенно интересный и сложный узор.
Брюггское кружево из мотива «узел». Мастер класс
Оставляем часть нити длиной примерно 10 см. Далее вяжем первую арочку из 5 возд. пет. На оставшейся части нити делаем 5 столбик с накидом и 5 возд. пет.
Продолжаем вязание таким способом до 25-го ряда. 5 возд. пет. в 26-ом и 28-ом рядах необходимо будет заменить на 2 возд. пет. и 1 соед. столбик, который объединит противоположные арки 2-го и 4-го рядов и 2 возд. пет. так, чтобы можно было присоединить центральную часть кружева.
Продолжаем вязание мотива до 47-го ряда, а затем присоединяем его к 1-му ряду. Нить обрезать. Заполняем центральную часть.
Вяжем 1 возд. петлю, а затем чередуем столбик с 2 накидами, столбик с 3накидами и столбик с 4 накидами. Крючок вводим во внутренние не провязанные арки с каждой стороны тесьмы. Конец нити закрепить.
Старинный способ вязания
Брюггское кружево: салфетки, схемы которых представлены в этой статье, предметы одежды, — напоминает изделия вологодских и фламандских мастериц, которые работали на коклюшках. Они не вязали тесьму отдельно, чтобы впоследствии выложить из неё узор. Полосы плелись, соединялись и разветвлялись, обходя булавки, прямо на подложке, в соответствии с нанесёнными на неё широкими и тонкими линиями рисунка. В настоящее время популярна техника, при которой крючком вяжется длинная лента с петлями по бокам и соединяется в узор прямо в процессе вязания.
Брюггское кружево из мотивов «треугольник», вязаное крючком
Этот мотив будем вязать немного не так, как предыдущие. Делаем сначала цепочку из 5 возд. пет., после чего добавляем ещё 5 возд. пет. для первой арочки.
Продолжаем вязать в шестую петлю от крючка, чередуя ряды из 5 столб. с накидом и 2 клеток. В конце 7-го ряда 2 возд.пет. и 1 столб.без накида вяжем под 3-мя предыдущими внутренними арочками так, чтобы получился угол. Ещё 2 угла выполняем также.
Когда будет провязан 48-й ряд, оставляем нить длиной 10 см и обрезаем ее. Этой нитью мы соединим швом «через край» последний ряд с наборной цепочкой.
Перед началом заполнения мотива делаем возд.пет, а затем вяжем 9 раз: 1 столб. без накида 3 возд.пет. в начальную петлю; заканчиваем ряд соединительным столб. в первый столб. без накида, после чего вяжем дополнительный соед. столб. в первую арку.
Во время выполнения второго круга ряда необходимо соединить все не провязанные внутренние арки двумя столбиками с тремя накидами, связанных вместе. Заканчиваем круговой ряд соединительным столбиком, связанным в 3-ю из 3 возд.пет., заменяющих первый столб. с накидом. Когда вязание будет готово, нить обрезать.
Используя представленные техники вязания можно создавать такие изумительные изделия в стиле Брюгге.
Перечислить все варианты исполнения невозможно, их огромное множество. Благодаря этому всегда можно подобрать модель, которую захочется связать. Либо же, с помощью модульной системы, создать что-то новенькое, эксклюзивное.
Брюггское кружево, описание вязания крючком
В этой статье я расскажу о том, как вязать брюггское кружево и покажу основные приёмы техники брюгге. Готовый результат будет похож на вологодское кружево, но настоящие вологодские кружева плетутся на коклюшках, а для брюггского кружева нужен только крючок. Я встречала упоминания, что такая техника вязания кружев, кроме «брюгге», носит множество названий: брюссельское кружево, фламандское кружево, вологодская вилюшка. Не принципиально, как назвать, главное суметь связать. Техника выполнения подобных узоров не является сложной, если понятны основные принципы соединения тесьмы.
Выглядит изделие из брюггского кружева приблизительно так:
Это один из самых простых вариантов из существующего бесконечного множества комбинаций. Основа брюггского кружева — это тесьма, чаще всего состоящая из четырёх столбиков с накидом. В более сложных изделиях могут использоваться и другие варианты тесьмы, но я буду рассматривать узоры на основе именно такой четырёхстолбиковой классической тесьмы. Узор формируется путём соединения арочек тесьмы.
Пряжу для работы следует выбирать тонкую, чтобы изделие было красивым и невесомым. И крючок, соответственно, тоже используется тонкий — 0,5 — 1,0 мм. А если вяжем одежду для кукол в технике брюггского кружева, то берите самый тонкий крючок, с каким вы только можете справиться, а нитки вообще можно использовать швейные.
Условные сокращения:
ВП — воздушная петля, ПСБН — полустолбик без накида, СБН — столбик без накида, ПССН — полустолбик с накидом, ССН — столбик с накидом, СС2Н — столбик с двумя накидами, СС3Н — столбик с тремя накидами.
Начинаем вязать тесьму с цепочки из воздушных петель. 1 ряд. 10 ВП, ССН в седьмую петлю от крючка, 3 ССН по одному в каждую петлю цепочки, 6 ВП, повернуть вязание. 2 ряд. 4 ССН по одному в вершину каждого ССН предыдущего ряда, 6 ВП, повернуть вязание. Далее повторять второй ряд до нужной длины.
Техника вязания простых вилюшек брюггского кружева
Когда тесьма изгибается, сворачивает в сторону, то вязать её требуется в этом месте с некоторыми модификациями. Ряд должен быть укорочен с той стороны, в которую нужно сделать изгиб. На следующем фото показано начало изгиба. В местах изгиба вяжем так: арочка из 6 ВП, затем СБН, ПССН, ССН, ССН. То есть в начале ряда столбик короткий, а в конце длинный и полноценный столбик с накидом. Скошенные ряды необходимы, чтобы тесьма не топорщилась, а ложилась ровно.
Если мы хотим сформировать поворот на 180 градусов, то таких скошенных рядов потребуется минимум 6. В следующем ряду мы вяжем: ССН, ССН, ПССН, СБН. И не забываем, конечно, между рядами делать арочки из 6 ВП.
Связали 6 модифицированных рядов. У нас три арочки смотрят в сторону изгиба. Теперь вяжем 3 ВП (не 6, как в обычной арочке, а только 3, то есть половину арочки).
Затем вводим крючок в три последних арочки, протягиваем через них петлю и вяжем СБН:
Теперь заканчиваем начатую арочку, вяжем 3 ВП и провязываем последний модифицированный ряд: СБН, ПССН, ССН, ССН:
После этого возвращаемся к вязанию обычных рядов, состоящих из четырёх ССН. Связали арочку из 6 ВП, связали 4 ССН, 3 ВП (это половинка арочки). Теперь нам нужно будет соединять новые арочки тесьмы с уже связанными. Вводим крючок в ту арочку, которая была последней перед началом вязания закругления, вытягиваем петлю, вяжем СБН:
Затем заканчиваем текущую арочку, вяжем 3 ВП и продолжаем тесьму — 4 ССН, 6 ВП арочки:
Таким образом вяжем, пока не соединим все внутренние арочки, то есть до момента начала формирования нового изгиба:
Соединённых арочек может быть любое количество, в зависимости от того, какой ширины изделие вам требуется. Изгиб формируется точно так же, как мы вязали первый:
После завершения изгиба соединяем арки из ВП:
В результате всех операций получается вот такая лента, продолжать её нужно до необходимой длины:
Это была самая простая вилюшка. Если дизайн изделия предусматривает поворот не на 180 градусов, а на другой угол, то при выполнении изгиба вы будете скреплять между собой не 4 арочки, а 3 или вообще 2.
Теперь попробуем связать вилюшку немного посложнее с центром вв виде паутинки. Эта вилюшка больше по размеру, и для её выполнения нам потребуется тесьма с 14 скошенными рядами, можно посчитать по арочкам из ВП. 7 арок с укороченными рядами, а в самом начале 1 арка без укороченных рядов, эта арка тоже участвует в образовании вилюшки.
Сначала связать цепочку из 3-х ВП (половина арки), сделать 4 накида. Ввести крючок в 2 ближайшие арки, вытянуть петлю и провязать столбик с двумя накидами (это значит, что вы провязываете 2 накида из 4-х, находящихся на крючке. После этого на крючке остается петля от провязанного столбика с двумя накидами, 2 накида, оставщиеся от 4-х и первая рабочая петля:
Делаем ещё 2 накида, вводим крючок в следующие 2 арки, провязываем СС2Н, на крючке 2 петли от столбиков, 2 накида и рабочая петля:
Повторяем то же самое со следующими двумя арками. Сделать 2 накида, ввести крючок в две арки, провязать СС2Н:
Последнюю арку не объединяем, делаем 2 накида, вводим в ОДНУ арку крючок, вяжем СС2Н:
И теперь завершаем паутинку. Провязываем СС2Н из тех петель и накидов, которые остались на крючке. Делаем 3 ВП, которые завершат начатую арку, и выполняем укороченный ряд тесьмы — СБН, ПССН, ССН, ССН. Поворачиваем вязание и провязываем 1 ряд не укороченным: 6 ВП, 4 ССН.
И последний завершающий шаг — соединение с самой первой аркой:
На этом вилюшка с паутинкой в центре закончена. Это самая маленькая вилюшка с паутинкой. В природе бывают вилюшки большего размера, для них вам нужно будет связать больше рядов, сделать больше арочек, окружность получится бОльшего размера, и накидов для паутинки придётся делать не 4 в самом начале, а 6. То есть в центр паутинки будут сходиться не столбики с двумя накидами, как мы вязали, а столбики с тремя накидами.
Брюггское кружево предусматривает различные варианты соединения элементов. Самый простой вариант мы уже разобрали — это когда просто две арочки из воздушных петель соединяются столбиком без накида. Можно две арочки соединять полустолбиком с накидом или столбиком с накидом. Можно даже столбиком с двумя накидами, с тремя накидами, нужно смотреть по ситуации, что лучше подходит для узора.
Есть ещё один простой и часто используемый способ соединения 4-х арок крестообразными столбиками. В готовом изделии это выглядит вот так:
Брюссельское кружево: история и примеры
Дорогие друзья, хочу продолжить свой экскурс в мир старинного кружева. Мы уже немного поговорили о кружеве шантильи. Вот здесь:
Сегодня же мне хочется показать Вам свою подборку фотографий элитного и моего любимого брюссельского кружева.
Прославленные на весь мир брюссельские кружева во все времена считались роскошью, хоть в работе мастерицы и не использовали золотых или серебряных нитей. Основой кружев была лишь тончайшая льняная нить, практически невидимая при прядении.
Изящнейшие элементы орнамента — чаще фантазийные, со стилизованными растительными элементами выполнялись отдельно. Соединение производилось тюлевым фоном — тонким неимоверно, или же связками (так соединяются мотивы в разновидности брюссельских кружев, именуемой «дюшесс»- кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединяются непосредственно друг с другом).
Создание такого великолепия «из ничего» (шитые кружева очень метко были названы современниками «шитьём по воздуху») кажется чем-то сверхъестественным.
Работа над кружевами была очень кропотливой и малопродуктивной: для создания нескольких сантиметров кружева мастерице приходилось трудиться целый день, но совершенство технических приёмов в производстве ажуров поражает до сегодня.
Популярность брюссельского кружева за границей в прошлые века была невероятной! Кружевами украшали пышные многослойные туалеты придворных дам. В мужском костюме не только воротники и манжеты, но даже отвороты сапог и перевязь оружия дополнялась дорогим ажурным шитьём. Кружевом отделывали даже внутреннюю обивку карет королевских особ.
Увлечённость знати кружевами в Англии и Франции была чрезмерной, и объёмы средств, что шли в оплату драгоценных иностранных кружев, были ощутимым ударом по экономике. Чтобы стимулировать развитие кружевного дела внутри страны, в Англии запретили ввоз брюссельских кружев. Распространяемое контрабандой под видом английского, кружево из Брюсселя называли «англетер» (Point d’Angleterre). Брабантское кружево во многом подражало брюссельскому, во Франции (Mirecout), Англии (Honiton) плели кружево в этом стиле, но французское и английское кружево плелось из более плотной нити, оно более»плотное», «тяжеловесное», повторить изящество линий ажурного рисунка и добиться необходимой плотности переплетений в изделии в полной мере удавалось лишь брюссельским мастерицам.
Элла Вебер