ХОД ЗАНЯТИЯ
Организация рабочего места.
Ребята, давайте с Вами познакомимся с предметами, которые находятся у вас на столе (пластилин, стек, подложка, салфетка).
Пластилин – мягкий, пластичный материал, причем цветной, который под воздействием наших умелых рук быстро меняет форму, что мы с вами сегодня и проделаем.
Стек — он похож на нож, палочку, он так же различной формы. Нужен нам для лепки, с помощью его можно убирать лишний пластилин, вырезать фигуры, наносить рельефы. Для него существуют правила и они называются «Правила по технике безопасности».
Давайте повторим правила и будем с вами их выполнять:
1. Не размахивайте стеками и не бросайте ими в друг друга. 2. Нельзя резко поворачиваться в сторону соседа по рабочему месту, если в руках стек. 3. Не ковыряйте стеком в зубах, ушах, глазах. 4. Не подносите его близко к глазам. Будьте внимательны со стеками, они имеют острые кончики, ими можно пораниться. 5. Пластилин нельзя брать в рот. 6. После занятия лепкой надо очистить рабочие места, вытереть руки, особенно каждый пальчик. 7. Разложить пластилин в коробку так, чтобы она хорошо закрывалась.
Итак, вы знаете эти нехитрые правила, можно начать путешествие в удивительно цветочный мир — пластилиновой страны.
Работа с пластилином.
Нам надо приготовить пластилин к работе. Возьмем весь кусок пластилина и захватим его двумя руками (демонстрация), поворачиваем руки так, как будто выжимаем салфетку. Таким образом мы делим пластилин.
Теперь взяли в руку столько пластилина, сколько помещается, будем его разогревать. Вот так показываю, делаете со мной. Взяли пластилин в правую руку, а другой давим на руку с пластилином, затем пластилин перекладываем в другую руку и повторяем. Делаем под счет. (Дети усваивают счет от 1 до 10 и обратно).
А теперь сильно одной рукой сжимаем пластилин и руку вытягиваем влево, теперь в правую руку, руку вправо, а пластилин продолжаем сжимать в кулаке. Можно повторить названия месяцев, дни недели.
А теперь руку с пластилином вверх-вниз. Вспомним дни недели (можно месяцы, тогда дети усваивают и запоминают порядок следования лучше).
Вот и размягчили пластилин. А пластилин у нас волшебный: из этого бесформенного, мягкого куска я скатаю шар, а из шара сделаю морковку (конус). Не верите, давайте вместе со мной. Взяли пластилин в руки и круговыми движениями катаем. Получился шар. А теперь из шара сделаем конус. Ставим руки лодочкой, прижимаем ребра ладоней и подвигаем руки «туда-сюда». Возьмем свой шар в руки и назовите, какие предметы напоминают, имеют форму шара: Мяч, яблоко, арбуз, клубок.
Пока дети называют предметы, делаем руки лодочкой и возвратными движениями делаем конус. У меня морковка. А у вас?
Молодцы! Постучите тупым концом по подложке, вот у вас и конус. Какие предметы похожи на конус. (Морковь ,пирамида). Снова скатаем шар — ведь он у нас волшебный и умеет превращаться. Положите его на дощечку, а другой сверху и делайте возвратные движения туда-сюда, постучите концами по дощечке. Что у вас получилось? На что похоже? На банку, трубу, кружку.
Это цилиндр. А если мы его покатаем подольше, получится длинная колбаска, веревка. Теперь дощечкой слегка надавим, получилась полоска. Снова, скатаем шар, положите его на дощечку, рукой надавите посильнее, получилась лепешка (Диск).
Опять катаем шар, сжимаем его одновременно пальцами сверху и снизу, и с боков. Теперь положите его на дощечку, а другой прижмите слегка сверху, поверните на другой бок и повторите. Вот и получился куб. Назовите предметы, похожие на куб.
Дети самостоятельно катаю шар, и расплющивают, превращая его в диск. Ребята скажите, какие цветы вы знаете?
Вот теперь мы наш диск превратим в цветок, для этого мы по краю диска равномерно нажмём пальчиками. Скатаем маленький шар и поместим его на средину нашего цветка, теперь цветок прикрепим к палочке, соберём все цветки в один букет. Посмотрите какой красивый букет получился, назовите цветы которые вы знаете.
Рефлексия: Скажите, что вы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось лепить? Какие геометрические фигуры вы знаете? А теперь давайте назовем, что мы лепили сегодня на занятии?
Убираем свои рабочие места, вытираем руки. Спасибо за занятие!
В публикации использованы фотографии Елены Николаевой.
Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:
Еще интересно:
Метки: Лепка, Публикации педагогов
лепка из пластилина для детей 3-4 лет
Расскажу вкратце про несколько видов пластилина, который нам удалось испробовать.
Алиса сейчас с удовольствием лепит, базовые принципы лепки она (да и я тоже) освоила с помощью книги «Секреты пластилина».
Книгу можно посмотреть в Лабиринте, в Озоне, в Май-Шопе.
Смысл в том, что там пошагово очень наглядно показано, что нужно слепить, каких размеров и как присоединить, чтобы получилось задуманное. Поняв основы, можно лепить кого угодно.
Часто мы с Алисой лепим вместе. Я уже говорила, что любое совместное дело очень помогает подстегнуть заинтересованность. Я с увлечением леплю своё, а Алиса — своё.
Вот такое мы делаем по книжке (здесь, конечно, в основном моя работа), у Алисы не так аккуратно:
Обычно я стараюсь показать ей разные виды лепки, чтобы простимулировать фантазию и научить нестандартно мыслить через выражение форм.
Поэтому я стараюсь показать не только то, что из пластилина можно вылепить любую форму, но и различные способы того, как это можно сделать. Часто я показываю ей, как красиво включить в поделку самые неожиданные посторонние предметы. Например, сделать красивый длинный хвост и плавники золотой рыбке из полиэтиленовой пленки, шипы динозавру из кленовых вертолетиков, украсить пластилиновый торт посыпкой из бисера и т.д.
Из последнего особым успехом пользуется пластилинография на листе бумаги — фактически пластилиновый барельеф. Мы лепим как животных и предметы, так и ландшафт для них. Чаще всего каждый лепит что-то свое, и мы с интересом наблюдаем друг за другом. Можно лепить одним цветом, можно делать цветную поделку, можно брать за основу цветной картон, наносить пластилин, размазывая пальцем по бумаге или лепить тонкие колбаски и выкладывать изображение полосками. А можно даже украшать все это сторонними предметами: целлофаном, бисером, пайетками, бусинами и природными материалами.
На изображении ниже я показала в одной композиции (справа дом — это моя работа, не пугайтесь))), как можно совместить разные виды лепки в одной картине. Алисе понравилось, и она решила сделать свой из бревнышек-колбасок.
Этот дом полностью ее идея и исполнение.
У меня нет задачи заставить Алису слепить так же, как и у меня. Всё, что я делаю — это показываю свою заинтересованность в процессе и каждый раз стараюсь придумать какой-то кардинально новый способ самовыражения с помощью пластилина. Рано или поздно почти всегда я вижу результат своей деятельности в работах Алисы. У нее накапливается пассивный опыт, и она начинает применять новые техники в своих работах.
Совсем недавно я слепила базар по мотивам нашей картины, которую мы привезли из Индонезии. Я решила за основу взять цветной картон и сделала простую аппликацию, которую впоследствии чуть приглушила белой краской и отдельно сделала землю:
Процесс:
Пока готова только половина. И здесь я показала не только как в одной работе смешать картон, краски и пластилин, но и как имитировать разные поверхности: апельсиновую корку, дерево, бахрому, плетение и пр.
И уже к вечеру Алиса, которая минимально участвовала в процессе лепки моей картины, продемонтсрировала мне картину под названием «Гардероб», где на цветном картоне она сначала нарисовала различные вещи на вешалке для своей куклы, а потом облепила их пластилином, где-то даже были попытки сымитировать бахрому и узоры. Правда, Алиса тут же подарила картину своей бабушке, так что я не успела ее сфотографировать.
А это пластилиновое безумие на столе, если не ошибаюсь, имело какое-то отношение к цирку. Вон там слева канат для канатоходцев, а дальше пальчиковые дорожки, по которым надо шагать)
В общем, не буду вам демонстрировать все наши поделки. Думаю, у каждого дома этого добра и без моих фото хватает. Теперь пора уже и о пластилине рассказать.
Я считаю, что при выборе пластилина надо соблюдать баланс. В самом раннем возрасте давать максимально мягкий пластилин, а еще лучше массу для лепки для пробы материала. В возрасте чуть старше, когда малыш научился работать с массой для лепки, и она уже не позволяет ему воплотить в реальность все фантазии в силу того, что не достаточно хорошо держит форму и детали не слишком хорошо склеиваются друг с другом, стоит перейти с массы на пластилин. Сначала на самый мягкий, а затем, по мере укрепления пальчиков, на более твердые «сорта», чтобы развивать мышцы рук и мелкую моторику. В итоге надо сохранять такой баланс, чтобы ребенку было не слишком трудно разминать пластилин и работать с ним, чтобы не отбить желание творить, но при этом создавать посильную нагрузку маленьким пальчикам.
Что касается самого пластилина, какого у нас только не было. Расскажу свои впечатления пока не забыла))
Располагаю их по степени мягкости от самого мягкого к самому упругому.
1. Play Doh
(в Лабиринте, в Озоне, в Май-шопе)
Наш самый первый пластилин, конечно, был Play Doh. По сути это даже не пластилин, а соленая масса для лепки наподобие соленого теста. Он очень мягкий, подходит для неокрепшие пальчиков самых маленьких детишек, не прилипает к мебели, почти не пачкает обивку и ковры, не оставляет маслянистых следов. Если вдруг он попал на ткань, просто дождитесь, когда он высохнет, а потом удалите крошки. И да, у этого пластилина есть срок годности: он постепенно подсыхает. Для взрослых детей и сложных форм с мелкими деталями этот пластилин уже подходит не очень хорошо, так как не имеет нужной вязкости, чтобы детали приклеивались «намертво», но в качестве первой пробы материалов — идеален.
У Алисы до сих пор есть баночки с Play Doh — он удобен для игры в, скажем, пекаря. Когда не требуется мелкая проработка, а надо просто накатать куклам пирожков или налепить пельменей, ведь он продается отдельными баночками, и в каждой баночке его довольно много, около 160г. А еще он очень приятный на ощупь и имеет мягкий ненавязчивый аромат.
Помимо этого, Play Doh выпускают множество разнообразных наборов с формами для создания кулинарных и прочих лепных шедевров.
2. Jovi
(в Лабиринте, в Озоне, в Май-шопе)
Испанский пластилин на растительной основе Jovi. Отличный пластилин как для самых маленьких, так и для детей постарше! Уже не такой мягкий как масса Play Doh, но очень легкий в работе, подойдет в качестве первого пластилина после Play Doh, и в отличие от массы, он не высыхает со временем, а сохраняет свои свойства.
Темные цвета могут слегка окрашивать руки или поверхности, но он легко смывается мылом, и в целом, если бы я не написала об этом, вы бы, может быть, даже и не заметили бы, потому что это проблема всех мягких пластилинов. К рукам не липнет, но хорошо приклеивается к бумаге и склеивается друг с другом, не надо разминать. Пластилин очень мягкий и податливый. В наборе 10 цветов по 50г (то есть общая масса 500г, его хватит надолго), а есть наборы и по 150г для тех, кто уже распробовал и лепит очень много. Цвета сочные и насыщенные, но палитра немного странная: отсутствует фиолетовый, коричневый очень светлый, зато два разных зеленых и синих оттенка. Хотя может быть что-то в этом есть, наверняка разработчики лучше знают, какие цвета ходовые у малышни. Плюсом выделю то, что нет черного цвета, в поделках он используется очень мало, и целый брикет был бы перебором. Мы очень довольны этим пластилином, дарим его всем младшим друзьям и сами периодически лепим. И, кстати, рисовать этим пластилином одно удовольствие, не зря его используют для создания мультфильмов. Считаю, что отлично подходит детям с 2 лет.
3. Луч Кроха
(в Лабиринте, в Май-Шопе)
Еще один очень мягкий пластилин, который легко раскатывается. Он чуть плотнее, чем предыдущий Jovi, но настолько чуть-чуть, что можно назвать их поти одинаковыми. Отлично склеивается как между собой, так и приклеивается к бумаге, почти не окрашивает руки и поверхности, хотя после работы остается небольшое жирное ощущение на руках и хочется их вымыть. Ну и цвета очень даже приятные в наборе. Общая масса 200г, в наборе 10 цветов. В общем, в сочетании цена/качество просто отличный пластилин! Подойдет детям с 2 лет.
4. Idigo
(в Озоне)
Итальянский пластилин на растительной основе Idigo. Один из лучших пластилинов по консистенции из всех, что мы покупали. Он более упругий, чем предыдущие Jovi и Луч. Разминается за два нажатия. Пластилин очень приятный, не оставляет жирного ощущения на руках, отлично подходит для поделок, при этом заставляет прорабатывать мелкую моторику, прокачивать уже окрепшие пальчики за счет определенной упругости. Пластилин дает небольшую нагрузку на пальчики, при этом не слишком плотный, поэтому ребенок не потеряет интерес уже в процессе разминания. Большая палетка из 12 цветов общей массой 720г — хватает надолго. К сожалению, мало где встречается в продаже.
Giotto Pongo
(в Лабиринте, в Озоне, в Май-Шопе)
Это восковой пластилин, хотя у производителя есть и пластилин на растительной основе. Наверное, лучший из доступных пластилинов для детей старше 4-5 лет, которые достаточно много лепят и имеют достаточно сильные пальцы. Он плотный, что позволяет вылепливать из него сложные конструкции и реализовывать свои самые неожиданные фантазии. При этом он легко разминается, хорошо держит форму, не оставляет жирного ощущения на руках. В магазинах встречаются наборы с различными цветами, так что можно приобрести несколько разных и получить богатую палитру оттенков. Я бы сказала, что этот набор имеет смысл покупать, если ребенок любит лепить и лепит с удовольствием. Если ребенок только начал постигать азы лепки, то лучше начать с более мягкого пластилина, чтобы не отбить желание лепить. Чаще всего встречаются наборы массой 500г (10 цветов по 50г).
Silwerhof
(в Лабиринте, в Май-Шопе)
Юбилейная коллекция российского производителя Silwerhof. Самый твердый пластилин из всех представленных в этом обзоре. Требует предварительного разминания. В наборе 18 цветов по 20г (общая масса 400г) плюс стек в подарок.
Все работы на следующем фото выполнены как раз из этого пластилина. И хотя я предлагала Алисе взять пластилин помягче, вспоминая ненависть к пластилину из своего детства из-за того, что разминание иногда длилось дольше, чем лепка. Но Алиса упорно не хотела, потому что колбаски из этого получаются самые прочные и не рвутся. В общем, пластилин тугой, но для таких упертых и увлеченных как моя дочь подойдет, тем более, что в нем очень удачные цвета, да еще и так много. Руки и поверхности не пачкает, жирность почти не чувствуется.
Напоследок хочу сказать, что ни один пластилин в этом обзоре меня не разочаровал. Все они не токсичны и обладают правильными свойствами, не имеют резкого запаха, у всех удачные и насыщенные палитры цветов. В общем, все они достойные, и смело можно брать, опираясь на возраст вашего ребенка и его готовность творить. Ну а если вы так и не поняли, с чего лучше начать, начните с самых мягких — они хороши для любого возраста от 2 и до 99.
Надеюсь, наш небольшой опыт был полезен. Всем удачной лепки!
Лепим угощения для игрушек
Можно начать занятие примерно с такой сценки: мишка пришел в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.
- Бублик и крендель. Сначала катаем колбаску. Чтобы слепить бублик, соединяем концы колбаски друг с другом, в случае кренделя — концы слегка перекрещиваем.
- Конфеты. Раскатываем небольшую пластилиновую колбаску, по краям прикрепляем маленькие шарики.
- Пирожок. Сначала катаем большой колобок, затем его расплющиваем. Получившуюся лепешку складываем вдвое, края защипываем.
- Яички на тарелочке. Катаем большой колобок, расплющиваем, разравниваем пальчиками — получается тарелочка. Затем катаем маленькие колобочки и складываем на тарелочку — это яички.
- Яблоки. Катаем колобки, в них пальчиком делаем небольшие углубления. Затем в углубления прикрепляем маленькие лепешки-листочки.
- Грибочки. Катаем колобок и расплющиваем его — это шляпка гриба, катаем столбик — это ножка. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».
Конфеты с фантиками. Катаем небольшие колбаски или шарики, а затем заворачиваем их в заготовленные кусочки цветной бумаги или фольги, как в фантик. Скорее всего, придется помочь малышу завернуть конфетку, т.к. это задание не из легких. Только смотрите аккуратнее, чтобы малыш не съел такую конфету, уж больно она похожа на настоящую!
- Пирог / торт/ пицца. Сначала лепим большой колобок и расплющиваем его в не слишком тонкую лепешку — получилась основа для торта или пиццы, кому как больше нравится. Затем украшаем всем, что есть под рукой: фасолью, макаронами, горохом, гречкой или любой другой крупой.