Разновидности нардов: Американка, Голландский Триктрак и другие

Нарды являются древневосточной игрой. Место их возникновения точно неизвестно, но им уже около 5000 лет, что подтверждают исторические рукописи. Самая древняя доска для игры была обнаружена в Малой Азии, в местечке Шахри-Сухте. Ученые установили, что вещь была создана примерно 3000 лет до н. э. Такая же доска была найдена и в гробнице Тутанхамона.

Одна из легенд гласит, что однажды жители Индии решили испытать находчивость персов и преподнесли им шахматы. Они полагали, что они не поймут правил этой необычной игры. Однако мудрец из Персии смог раскрыть тайну и в ответ отослал им свою игру, которую индусы не могли разгадать на протяжении 12 лет. Бозоргмерх послал им не что иное, как игру нарды (в переводе с персидского «нард тахте» означает «бой на доске из дерева»).

В Западной Европе игра распространилась благодаря крестоносцам в XII веке. Она приобрела популярность в Средние века в европейских странах, где получила свое название — трик-трак. Оно имитирует удар костей. Название «нарды» использовалось среди царей и знати.

Немалую популярность игра снискала и в наше время. Многие умельцы не перестают удивлять своим новым оригинальным исполнением инкрустации. В этой статье будет описано, как сделать нарды своими руками.

Как выглядит доска?

Доска обладает прямоугольной формой. На нее нанесены 24 пункта (по 12 с каждой стороны). Доска состоит из двух сторон. Каждый пункт, как правило, представляет узкий вытянутый треугольник, основание которого расположено по краю, а высота достигает половины доски. Шесть пунктов на одной стороне называют дом игрока. Его расположение зависит от правил игры. Доска разделена посередине вертикальной полосой, которая называется «бар». Обычно туда выставляются сбитые шашки. У каждого игрока их по 15 штук. Ход определяет пара игральных костей — зар. Бывает и две пары для каждого игрока, а также стаканчики для перемешивания костей.

Правила игры в длинные нарды

Игра начинается с розыгрыша первого хода. Соперники распределяют между собой фишки по цветовым предпочтениям. Каждый берет по кубику и бросает его на доску туда, где расположены его фишки.


Право первого хода определяется броском кубиков.

После сбрасывания игру начинает тот, у кого на кости большее число (от одного до шести). Если у противников выпали одинаковые значения, то сброс продолжается до тех пор, пока у кого-то не выйдет большее число.

Расположение фишек

На игровой доске 24 ячейки, каждая из которых обозначает один шаг. Левая половина доски, объединяющая с 1-го по 6-й треугольники, называется «домом». Правая часть, включающая пики с 7-ой по 12-ую – двором. Аналогично делятся другие 12 пунктов для соперника.


Расположение фишек в длинных нардах.

Шашки размещаются столбиком в правом верхнем углу на пике в количестве 15 шт. Эта зона доски называется «головой». В левом нижнем углу столько же фишек другого цвета.

Движение фигур осуществляется против часовой стрелки. Задача игрока – быстрее соперника завести шашки в свой дом.

Бросок костей

Для первого хода после розыгрыша жребия кости следует снова скинуть.

Игрок скидывает два кубика на свою часть доски. Нужно повторно бросить кости, если:

  • кубик перекатился на чужое поле;
  • кости после броска оказались на разных досках;
  • упали поверх фишки;
  • встали ребром.

Принято перемешивать игральные кости в специальном стакане, обитом тканью изнутри, хотя для любительских игр можно использовать руки.

Движение фишек

По усмотрению участника, передвигаются две шашки или одна. Например, на костях выпало «5» и «2»:

  • можно передвинуть одну шашку на пять ячеек, а затем вторую – на две;
  • либо передвинуть одну фишку в общей сложности на семь шагов.


Если выпал дубль, игрок делает 4 хода с таким количеством шагов.

Если на кубиках выпали одинаковые значения, игрок может сделать сразу 4 хода с таким количеством шагов. Такая ситуация называется кушем, гошем или дублем. Когда на кубиках в начале партии выпали числа 6-6, 4-4, 3-3 – с головы снимают две фишки, так как полный ход осуществить не получится из-за шашек противника на голове.

За каждый ход игрок совершает от одного до четырех перемещений фишкой, в зависимости от выбитых на кубиках очков. Во всех случаях перемещение осуществляется в точном соответствии с полученным на кубике значением. Нельзя сходить на две ячейки, если на кубике выпало пять.

Ограничения и незаконные перемещения

Существуют следующие ограничения при движении шашек по доске:

  1. Нельзя занимать треугольник, на котором уже находится фишка соперника.
  2. Если есть возможность сыграть шашкой на оба числа из выпавших, движение осуществляется в соответствии с большим значением.
  3. Правило полного хода: нельзя сделать перемещения только по одному значению на костях, если существует возможность использовать оба числа.
  4. Если нельзя сдвинуться ни на одно значение из сброшенных, то ход передается сопернику.
  5. Запрещается пропускать ход, даже если игроку такое перемещение невыгодно.
  6. За исключением первого броска, за один ход с «головы» разрешается выводить только одну шашку. Если одна фишка не проходит, то снимают вторую.


Пока кубики не попали к сопернику, игрок вправе изменить свой ход.

В случае когда игрок нарушает правила и неверно передвигает фишку, соперник может потребовать соблюдения правил и повторения хода согласно числу точек на кубиках. Это возможно при условии, что кости не будут переброшены.

Вывод с доски

Когда 15 фишек прошли весь круг и вернулись в дом, их нужно снять с доски. Фигуры выводятся с поля согласно значениям, выпавшими на кубиках. Например, если на них выпали числа 2 и 5, то снимаются фишки со второй и пятой пики.

Числа, выпавшие на костях, игрок вправе использовать по своему усмотрению: снять фишку или сделать ходы в доме.

Допускается вывод шашки с лунки более низкого уровня, если пика, соответствующая значению на кубике, пустует. Например, выпало 5 очков. Если пика свободна, то снимают шашку с четвертого пункта. Если и на этом треугольнике нет фишки, то с третьего и т.д.

Конец партии и возможные результаты

Игра заканчивается, когда один из противников выводит с поля все свои фишки.

Результаты игры:

  1. Ойн. Если проигравшему удалось перегнать с доски хотя бы одну шашку, победителю начисляется 1 очко.
  2. Марс. Если проигравший не снял с доски ни одну фишку, счет 2-0.


Для очных турниров ввели понятие «ничья»…

Первоначально «ничьей» в классических нардах не было, но Федерация нард посчитала нужным ввести данное понятие для очных турниров. Порядок следующий: игру начинает обладатель белых фишек. Если он первым сбрасывает фигуры, то игроку с черными шашками дается право последнего броска. Если и он успевает вывести фишки, объявляется ничья. Каждому игроку присуждается по половине очка.

Советы и рекомендации

За многолетнюю историю игры успели придумать универсальные советы, которые помогут новичкам в их первых играх:

  1. Старайтесь занять как можно больше пространства в домах – своем и противника. На чужом поле вы сможете заблокировать вывод новых шашек в игру, а на своем не дадите запереть свои фишки.
  2. Пытайтесь «размазать» свои шашки тонким слоем по большему числу ячеек – это эффективней, чем строить башни в двух-трех.
  3. Заранее готовьтесь к выпадению дубля, когда можно сделать сразу 4 хода. Если не думать об этом, можно упустить преимущество.
  4. Фишки со второй четверти старайтесь переводить в третью за один ход – такое стремительное наступление поможет спутать карты сопернику.

Остальные нюансы вы поймете уже во время игры, ведь знание приходит с практикой. Не оттягивайте тренировки – в интернете можно найти множество онлайн-сервисов, где можно сразиться с реальным человеком по сети. Так вы сможете посмотреть на чужие тактики и поэкспериментировать со своими.

Что является главным при исполнении резьбы на доске нард?

В большинстве случаев резные нарды, размеры которых указаны выше, выполнены в классическом стиле с присущими ему плоскими рельефами. Такая работа будет под силу даже новичкам. Половина успеха заключена в правильно выбранном рисунке. Широкое распространение приобрели орнаменты с растениями или арабески.

К примеру, рассмотрим филенки, выполненные из ольхи. С одной стороны они подвергнуты шпонированию ясенем. Если вы хотите сделать эту часть работы своими силами, то следует отметить, что наносится шпон только с одной стороны. После высыхания филенка прогнется в сторону шпона. Чтобы не получить подобный результат, с противоположной стороны следует проклеить простую бумагу, можно даже газету. При высыхании клея деформации в этом случае не будет. При работе с филенками советуется класть их на полиэтилен от упаковки с мягкими надувными пупырышками. Это убережет детали от повреждений во время работы.

Пленку кладут гладкой стороной к заготовке, иначе во время работы стружки будут забиваться в пупырышках и могут повредить поверхность. При нанесении тона на материал вы можете получить нежелательный эффект.

Составьте орнамент из треугольников

Аккуратно и плотно соедините друг с другом треугольники с помощью небольших кусочков малярного скотча, которые будут удалены перед наклейкой набора на основу.

1. Возьмите ровную полоску шпона с прямыми краями, которая послужит линейкой для выравнивания треугольников при сборке. Чтобы собрать каждый квадрант (четвертую часть) игрового поля, сначала приклейте с помощью малярного скотча один из светлых кленовых треугольников, прижав его основание к линейке из шпона. Теперь аккуратно склейте попарно ореховые и кленовые треугольники так, чтобы получились параллелограммы. Приклейте их сначала малярным скотчем к краю линейки (фото F), прежде чем соединить друг с другом. Продолжайте сборку до тех пор, пока каждый квадрант не будет состоять из семи кленовых и шести ореховых треугольников. Свободная от малярного скотча сторона впоследствии будет лицевой стороной орнамента.

Краткий совет! Сохраняйте ориентацию треугольников, вынимая их из стопки, и укладывайте так же, как они лежали: верхней стороной вверх, нижней стороной вниз. Любые угловые отклонения при выпиливании сужений будут взаимно компенсированы, когда вы соберете параллелограммы. Аккуратно удалите малярный скотч, соединяющий квадрант с линейкой из шпона. Таким же способом соберите три остальных квадранта.

2. Для разделительных полос (рис. 1) возьмите два куска кленового шпона размерами 80×230 мм. Прочитайте «Совет мастера» и, следуя указаниям, выровняйте кромки. Таким же способом выравнивайте кленовый шпон на краях половин игрового поля.

3. Приклейте один квадрант к краю разделительной полосы, выровняв по центру. Сторона с наклеенным скотчем (нижняя) должна быть обращена вверх. Перенесите метки положения вершин треугольников на другой край разделительной полосы (фото G) и приклейте второй квадрант, выравнивая его по меткам.

Положите лист набора на край верстака и, выравнивая угольник с вершинами темных треугольников, поставьте метки на другом крае разделительной полосы.

Выборка фона под резьбу

При таком этапе, как выборка фона под резьбу, существует два метода:

  • Классический способ предполагает прорезку при помощи ножа по контуру рисунка с последующей выборкой фона при помощи плоских стамесок. Следует отметить, что нож при работе должен входить в древесину под углом в 90 градусов. Если вы не можете соблюдать перпендикулярность ножа к заготавливаемому материалу, то допустимо чуть завалить его под произвольным углом в сторону от листков орнамента. Далее при прорабатывании резьбы можно подправить искаженный по этой причине рисунок.
  • Второй способ заключается в выборе фона посредством ручного фрезера и пальчиковой фрезы. Несомненным плюсом этого метода является быстрота исполнения и точность соблюдения требуемого прямого угла по краю орнамента. Выборка фона вокруг всех элементов проходит четко и при соблюдении уровня. Руки при таком трудоемком процессе не напрягаются. К минусам можно отнести необходимость использования фрезера. Работа с ним возможна только в условиях столярной мастерской, так как он шумит и создает излишнюю пыль. Глубина фонового рисунка составляет примерно 5 мм. Те места, куда фреза попасть не смогла, следует подровнять ножом или плоскими стамесками. Здесь придерживаются правил, приведенных в первом способе. Работа руками вам еще понадобится.

Обработка арабески

После выборки фона во всех труднодоступных местах следует приступить к проработке орнамента. Начинают с нижнего и верхнего края филенки. Места пересечений деталей прорезаются ножом. Берется глубина в 2 мм. Путем подрезания плоской стамеской выявляются нижние и верхние точки рисунка. Таким образом, орнамент будет переплетаться.

Затем прорисовываются будущие профили рисунка. Посредством ножа или же плоской стамески формируется выпуклая часть профиля. Затем посредством полукруглых стамесок обрабатываются вогнутые части профилей. Операцию следует повторить с центральной частью орнамента. Рисунок необходимо проработать вторично, подправляя все недочеты.

Придание тона

Нарды своими руками предполагают выполнение тонировки. Для этого процесса можно использовать морилки на воде. Обычно употребляется один цвет, который разбавляется до трех оттенков: светлого, среднего и темного. В данном случае применены две породы древесины: ясень и ольха. Для подчеркивания красоты каждой из них применялись два цвета морилки: темный дуб и тик. Тик применим для ясеня, а темный дуб подходит для ольхи.

В первую очередь тонировке подлежит резная филенка. Самой светлой краской покрывается вся резьба. Затем, не давая морилке подсохнуть, на фрезированные грани филенки наносят средний оттенок.

Следующий этап предполагает окраску фона. Его покрывают самым темным тоном. Делают это с осторожностью. Краска наносится с предельной аккуратностью, чтобы не попала на светлую часть. Окрашивание следует начинать от центра выбранного фонового участка, переходя на возвышающиеся резные части. При этом кистью берется минимальное количество красителя.

Деревянной поверхности следует дать подсохнуть, а затем с другой стороны покрыть шпон ясеня морилкой тик. Этим же тоном покрываются столярные составляющие доски.

После того как морилка высохнет, поднявшаяся ворса убирается при помощи шкурки. Главное — не нанести повреждений краске на острых гранях, которые остались на резьбе после работы стамесками.

Вся доска покрывается бесцветным лаком. С этой целью применяется двухкомпонентный матовый лак.

Изделие из фанеры

Данный мастер-класс скорее для мужчин, но милые дамы могут не расстраиваться, так как и вы можете попробовать сделать нарды, но под чутким руководством мужского пола.

Итак, для создания нам понадобятся:

  • шпон клена или ореха;
  • фанера, толщина которого не менее 6 мм;
  • латунные шурупы;
  • необходимые рабочие инструменты;
  • пильный станок;
  • магниты;
  • узоры в картинках для декора;
  • упорство и трудолюбие;
  • хорошее настроение.

После того как вы приготовили все необходимое по списку, можно приступать к работе.

Самое главное — приготовить шпон. Отмерьте линейкой кленового и орехового бруска размером 3,8 на 19,1 см. Аккуратно вырежьте. Теперь необходимо сделать верхние пластинки, размеры которых 3,8 на 25,4 см и нижние 5,1 на 25,4 см. Делается это путем выпиливания из 13 мм древесины.

Отмерьте от торцов верхних пластин расстояние, которое равняется 250 мм, и сделайте монтажные отверстия. Их диаметр должен быть около 4 см. Расформируйте полоски шпона по 15 штук. У вас должно получиться четыре стопки.

Аккуратно выровняйте их по краям и зажмите между нижними и верхними пластинами. Чтобы закрепить накрепко верхние пластины, примените латунные шурупы. Теперь необходим пильный станок. Необходимо пройтись по каждому краю пакета. Лучше брать 60 зубьев. Теперь разверните пакет в противоположную сторону и прижмите его прямым краем к продольному упору. Сделайте опиливание станком второго края пакета. Вы должны добиться 33 мм ширины.

Проделайте весь алгоритм с оставшимися пакетами. Наклейте полоски с помощью скотча по всем сторонам пакета и отпилите помеченный торец, укорачивая при этом пакет на 20 см.

Возьмите на заметку! Чтобы было проще, используйте угловой упор, который повернут на 5 градусов.

Проделайте все то же самое с остальными пакетами.

Поставьте новые метки: 32 мм на торце и 165 мм на стороне пакета, опилите пакет шпона. Какие же нарды без орнамента. Возьмите полоску шпона, она необходима для выравнивания рисунка. Соберите квадрат поля и масляным скотчем приклейте поочередно светлые и темные треугольники.

Когда вы насчитаете на своем поле 6 темных и 7 светлых треугольник, значит, квадрат закончен. Сделайте еще 3 квадрата и удалите скотч. Возьмите два брусочка шпона из клена, прикрепите и выровняйте.

Проделайте весь алгоритм по оформлению орнамента для второй стороны нард. Обрежьте части игрового поля так, чтобы ширина равнялась 191 мм. Из клена сделайте боковые бортики и приклейте с помощью клея к основе. Сделайте из МДФ 4 плиты и две основы. Нанесите на основу клей и положите сверху лист. Спрессуйте пакет между МДФ (толщина 2 см). Проверьте поле на ровность, если потребуется, подравняйте игровое поле.

Закрепите фрезу 6 мм в станке. Отфрезеруйте все стороны. Наклейте игровое поле. Настройте пильный станок шириной в 32 мм и разделите коробку на две части, выпилите 2 перегородки. Проделайте то же самое для коротких перегородок. Сделайте на одной половине заготовку для петель и просверлите 4 дырочки диаметром 1 см. Тщательно отшлифуйте все заготовки и покройте лаком.

Наши нарды готовы!

Второй вариант изготовления нард

Выше было описано изготовление такого изделия, как резные нарды. Другой метод предполагает выжигание узоров.

Чтобы изготовить нарды своими руками вторым способом, вам понадобятся:

  • фанера шлифованная (два листа светлого дерева с показателем толщины 4-8 мм, размером 480х240 мм);
  • две рейки из дерева размером 30х10 мм, длиной по 220 мм для лунок;
  • клей ПВА;
  • морилка;
  • лак;
  • лобзик;
  • аппарат для выжигания.

Происхождение игры

Нарды — очень давняя игра. По оценкам ученых, она появилась в Древнем Востоке около 5000 лет назад. Самая первая доска была найдена в Шахри-Сухте (область Малой Азии), проведенные исследования говорят о том, что ей около 3000 лет.

Нарды пришли в Персию из Индии. Об этом даже слагается легенда. Очень давно индусы решили проверить персов и послали им шахматы, полагая, что те никогда не разгадают эту игру. Но один персидский мудрец понял ее смысл и в отместку послал жителям Индии свою игру — нарды, над которыми они ломали голову около 12 лет. «Нард тахте» в переводе с персидского означает «бой на деревянной доске», характеризуя сложность и напряженность игры.

В Средние века благодаря крестоносцам она распространилась в Западной Европе, а также в 12 веке завоевала популярность в европейских странах. Ее тогда называли трик-трак, что означало удар костей. В нее играли при дворах представители царей и знати.

Дошла эта увлекательная забава и до нашего времени. Если изучить схемы, как сделать нарды своими руками в картинках, то можно понять, что это не вызовет никаких трудностей. Главное — правильно подобрать материалы и грамотно сделать чертеж.

Ход работы

Процесс изготовления доски нард в этом случае предполагает следующие этапы:

  • Работа начинается с оформления внешней и внутренней стороны. Подготовленный рисунок выжигается с обеих сторон по выбранному клише.
  • Деревянные рейки склеиваются в шип и приклеиваются по периметру доски.
  • В широких рейках выпиливаются лунки для фишек и также приклеиваются.
  • Далее устанавливаются петли и замочек.
  • В завершение доска покрывается бесцветным лаком в три слоя.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]