Выбираем поделочный материал
Узор малахита знаком каждому — дуги, петли и разводы зеленого цвета всех оттенков от самого бледного, почти белого, до темно-изумрудного. В целом можно сказать, что малахит — зеленый, но в этот «зеленый» на самом деле может быть составлен из множества других цветов и оттенков. Повторить такой узор можно очень разными средствами — красками, при помощи кисти или тканевого валика, вылепить его из подкрашенного соленого теста, изготовить из полимерной глины или из пластилина.
Следует выбирать материал сообразно целям, которые могут быть не только декоративными, но еще и утилитарными, а также собственным возможностям.
Наиболее доступным и простым в работе материалом является пластилин. Несмотря на то, что он довольно мягкий и податливый, при последующей обработке затвердевающим лаком он может стать замечательным украшением. Из него можно сделать малахитовую шкатулку вместе с ребенком, и результат обязательно приятно удивит всех.
Каменный узор
Даже не имея в руках настоящего малахита и инструментов для его обработки, создать подобный узор возможно, имея под рукой самые простые средства.
В создании сказочной шкатулки потребуется пластилин, канцелярский нож, скалка для полимерной глины, которую можно заменить любым ровным гладким цилиндрическим предметом, лак для финального покрытия изделия и кисть для лака.
Изготовлению малахитовой шкатулки из пластилина и посвящен этот мастер-класс.
Кроме инструментов и материалов, необходима основа шкатулки — по желанию можно приобрести заготовку в магазине, использовать старую ненужную шкатулку или картонную коробку. Также можно сделать основу самостоятельно из картона и бархатной бумаги.
Чтобы воспроизвести малахитовый камень, потребуется пластилин нескольких оттенков: черный, темно-зеленый, изумрудный, светло-зеленый и белый. Можно получить новые цвета, смешав имеющиеся зеленые с белым или желтым цветом, в любом случае, подбор оттенков всегда остается на выбор мастера.
Для финальной обработки изделия потребуется лак — можно выбрать лак для творчества или стекловидный лак для декупажа.
Чтобы повторить узор камня, необходимо кусочки пластилина раскатать в «колбаски», а затем в полоски различной толщины:
Получившиеся полоски нарезаются на примерно одинаковые квадраты, при этом не нужно следить за порядком набора цветов — узор природного малахита всегда случаен, и эту случайность как раз требуется воспроизвести.
Разноцветные кусочки пластилина собираются в стопки примерно одинаковой высоты, которые затем необходимо немного сплющить, чтобы слои пластилина скрепились плотнее.
Для того чтобы продолжить работу, нужно взять стержень для основы — годятся карандаш или палочка для суши – и загнуть стопочку вокруг конца стержня:
Таким же образом на стержень налепливаются остальные собранные слои пластилина. Стержень нужен только для начала работы, если полученный столбик держится крепко, стержень можно убрать и продолжить без него. Когда все слои собраны, пластилиновый столбик нужно раскатать так, чтобы получилась ровная «колбаска». Уже на данном этапе срез будет немного напоминать малахитовый узор:
Пошагово этот этап работы можно изучить по фото:
Дальнейшая работа будет состоять в том, чтобы нарезать пластилиновую колбаску и из полученных срезов выложить большую пластину. После выкладывания, для скрепления срезов, эту пластину тоже следует раскатать. После раскатывания пластина должна быть по возможности тонкой, но и это также зависит от уровня мастерства:
Основная работа пройдена, получившиеся «малахитовые» пластины можно закреплять на основе. Для деревянной заготовки этот этап сложности не представляет. Если же есть желание сделать основу самостоятельно, можно воспользоваться следующей схемой шкатулки-сундучка:
После покрытия основы слоем пластилинового малахита, если имеется твердая основа шкатулки, ее можно покрыть лаком.
Часто в доме не хватает места для хранения пуговиц, блесток, бусинок и мелких штучек для творчества. Малахитовая шкатулка, сделанная в лучших традициях своими руками – это настоящее произведение искусства. Именно ручная работа всегда остается наиболее ценной. К тому же, это хорошая идея для подарка.
Изготовить шкатулку сможет даже ребенок.
Полезные советы и интересные идеи по оформлению
Итак, у нас получилось множество красивых срезов с цветными разводами. Неужели из них получится настоящая малахитовая шкатулка из пластилина? Как сделать облицовку сундучка максимально похожей на настоящий камень? Все достаточно просто: начните заполнять имеющуюся поверхность кусочками пластилина. При желании можно выкладывать рисунки или же располагать их в случайном порядке. Между отдельными элементами не должно оставаться просветов.
Малахитовая шкатулка из пластилина будет выглядеть более натурально, если обклеить все внешние поверхности. Готовую поделку необходимо покрыть прозрачным лаком для того, чтобы декор не пострадал при эксплуатации. Шкатулка из пластилина заслуживает и оформления внутри. Обклейте изнутри свой сундучок бархатной бумагой, тканью или фольгой. Не забудьте сделать замочек и приспособление для облегчения открывания.
Делаем малахитовую шкатулку своими руками в пошаговом мастер-классе
Материал для поделки из пластилина:
- шариковый мелкозернистый пластилин, который затвердеет;
- небольшая коробочка с крышкой из пластика;
- бисер и бусинки для украшения;
- отрезок фетра;
- ножницы;
- карандаш с линейкой;
- доска для лепки;
- скалочка для раскатывания пластилина, клей.
Для изготовления такой шкатулки можно использовать крупнозернистый и мелкозернистый шариковый пластилин. С ним легко работать. Он не остается на руках и одежде. С его помощью можно сделать деревянную, картонную, пластмассовую фигурку или поделку. Поэтому с таким пластилином сможет работать даже ребенок.
Делаем шкатулку своими руками:
- Первое, что нужно сделать, подготовить внутреннюю отделку коробочки. С помощью фетра и оформляют шкатулочку внутри. Заранее нужно вырезать круги, которые потом будут использованы для дна и крышки. Нужно сделать широкую полоску, которая будет такой же, как и высота шкатулки. Детали из фетра приклеивают, или просто вкладывают. Зафиксировать их можно с помощью пластилина.
- Затем коробочку обкладывают пластилином и распределяют по поверхности. Пока пластилин мягкий, его накладывают и втирающими движениями наносят на всю поверхность коробочки.
- Для стенок и крышки лучше наносить слой толще, тогда легко будет вдавливать бусинки. А вот на дно можно наносить легкий тонкий слой, чтобы только не было видно дна. С помощью скалки выравнивают стенки. Чтобы сделать дно ровным, нужно поставить поделку на доску и надавить на нее.
- В еще мягкий пластилин вдавливают бусинки и бисер. Для декора шкатулки используют различные цвета пластилина. Можно сделать орнаменты крупой, пайетками, пуговицами, ракушками, камешками и канзаши.
- Крышку можно украсить объемным цветком из фетра, который впоследствии приклеивается.
- На этом процесс изготовления изделия закончен. Его лучше оставить на сутки. В это время пластилин высохнет, а бусинки надежно закрепятся.
Шкатулочку используют для хранения бижутерии. Понравится такой подарок маме, сестре или бабушке.
Подробный урок по созданию малахитовой шкатулки пошагово
Необходимый материал:
- красный или коричневый бархатный картон;
- скотч;
- бумага в клетку;
- канцелярский нож.
Малахит можно имитировать с помощью пластилина. Для этого смешивают черный, темно-изумрудный, зеленый и салатовый цвета. А желтый будет прекрасно дополнять такую гамму в виде отделки для шкатулки.
Чтобы сделать основу поделки, понадобится плотная бумага. Можно использовать и цветной картон. Выкройку делают на бумаге в клетку. Соединяют детали с помощью скотча.
Как сделать основу для шкатулки:
- После того, как выкройка, нарисованная по клеткам, будет готова, ее переносят на обратную сторону бархатной бумаги. Вырезают ее канцелярским ножом. Можно использовать и ножницы, если работа проходит с детьми. Все сгибы аккуратно продавливают с изнанки, тогда шкатулка будет лучше сгибаться.
- Теперь детали сгибают и соединяют на стыках с внешней стороны скотчем.
Как имитируют малахит из пластилина:
- Для этого берут несколько цветов пластилина, которые можно встретить в природном малахите. Скатывают каждый оттенок в колбаску, и делают длинные полоски. Их следует складывать слоями и раскатывать вместе. Затем нарезают полоски из пластилина, толщина которых не более 2 мм.
- Их нужно соединить между собой, сделав перед этим из полосок кольца. Так имитируют самый ценный малахит «павлиний глаз». Затем берут часть полосок и снова делают колбаску. Чтобы узор был полосатым, катать нужно в одном направлении. Должна получиться пластина толщиной около 1мм.
Как собрать шкатулку:
- Из готовой выкройки отделяют крышку и бока. Их прикладывают на пластилин, чтобы вырезать канцелярским ножом, а затем заготовку шкатулки облепить полученными элементами. Как правильно это сделать, можно увидеть на этих фото.
- Понадобится пластилин желтого или золотого цвета. Из него делают пластину толщиной 2мм, а затем нарезают на полоски. Таким образом получится квадрат. Из полосок скручивают винтообразные спирали, которые впоследствии будут на сгибах шкатулки.
- Пластинку желтого цвета используют, чтобы вырезать замочек, который затем нужно прилепить к передней части шкатулки.
Урок литературы «Секреты малахитовой шкатулки»
презентация к уроку PPTX / 2.03 Мб Итоговый урок литературы по сказам П. П. Бажова (5 класс)
Тема урока «Секреты малахитовой шкатулки».
Цели урока:
1. Образовательные:
обобщить знания учащихся о П.П. Бажове и его сказах; показать различия жанров сказки и сказа; познакомить с особенностями живописной техники Палеха.
2. Развивающие
: развивать навыки анализа текста, устного рассказа; описания иллюстрации; развивать образное восприятие, творческое мышление.
3. Воспитательные:
прививать учащимся интерес к родной литературе и изобразительному искусству; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
Введение в тему .
У: «Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мяконько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости. Всему миру на диво и на поученье тоже». Так сказал Павел Петрович Бажов про умелые руки уральских мастеров. (слайд 1)
Но ведь и он также по крупинкам собирал уральские поверья, легенды, не сказки, а сказы, приглаживая их своей мыслью, но, не уничтожая народный язык, а делая его понятным читателю. И получились у него произведения небывалой радости. «Всему миру на диво и на поученье тоже!» И сегодня мы по крупинкам соберем наши знания о прочитанных сказах, и если все наши ответы будут яркими, интересными – наш урок засверкает, как малахитовая шкатулка, полная самоцветных камней, и подарит нам свои секреты.
— «Секреты малахитовой шкатулки» — тема нашего урока. (слайд 2)
-Итак, сегодня наш заключительный урок по теме, посвященной удивительным самобытным произведениям уральского мастера П. Бажова. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, начиная работу?
(обобщить знания по теме)
-Верно, но не только об этом будет наш сегодняшний разговор. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент
.
(слайд 3)
О чём он? Найти ответ на вопрос, что такое ПАЛЕХ и как он связан со сказами Павла Бажова — вот ещё одна цель нашего урока.
II. Актуализация опорных знаний. «Разминка».
У: А начнем мы с разминки.
– Что вы знаете о Павле Петровиче Бажове? – Чем сказ отличается от сказки?
У: У Вас на партах лежат карточки с заданиями. Заполните их, работая в группах.
Ответы запишите.
сказка | сказ |
1. Рассказчик- 2. События- (волшебные, не имеют реальной основы. ) 3. Герои — (волшебные ) | 1. Рассказчик- (присутствует рассказчик — человека из народа. 2. События-(волшебные, но имеют реальную основу) 3. Герои — (люди обыкновенные, встречаются волшебные) |
У: Вывод по таблице:( (слайд 4)
Сказка
— занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
Сказ
— это быль с элементами сказочного. П. Бажов.
III. Новая тема:
У: В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. (слайд 5)
Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня — и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.
У: Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”.
Вопросы:
1.Какова тема этого произведения?
2. Какие герои вам запомнились?
4.Почему это произведение относится к жанру сказа? Понравился ли он вам? Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?
У: Ребята, посмотрите на экран. На нем картина П. Буреева. Как вы думаете, имеет ли она отношение к нашему разговору?(это иллюстрация к сказу «Медной горы Хозяйка «)
-А что такое иллюстрация?
Иллюстрация- рисунок, иллюстрирующий, поясняющий что-н.
У: Давайте и мы поподробнее рассмотрим иллюстрации, которые помещены в нашем учебнике на стр.69-71. Рассматривая эти иллюстрацию, я заметила рядом с фамилиями художников необычное слово «Палех». это слово уже звучало в видеофрагменте в начале урока. Вы уже догадались, что же такое ПАЛЕХ? (ответы обучающихся).
Надеюсь, ответ на этот вопрос нам поможет найти Татьяна Евгеньевна, учитель ИЗО.
Слово учителя ИЗО:
Палех-поселок в Ивановской области. до 1917 года он был крупным центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII в.в. После революции 1917 года религия оказалась под запретом и творчество мастеров Палеха осталось невостребованным.
В 1923 году в Палехе решили возродить древние традиции, но на новый лад. Вместо иконописных мастерских была создана артель по росписи изделий из папье-маше. Артель начала производить разные мелкие вещицы: коробочки, шкатулки, пудреницы. Их покрывали черным лаком и расписывали яркими красками: красными, зелеными, золотыми, синими. Рисунки, выполненные в технике палеха имеют яркие отличительные черты:
1. Растительный орнамент в верхней части рисунка, который образуют ветви и листья деревьев.
2. В нижней части орнамент создают изящные фигурки лебедей, синие волны, затейливый узор ковра.
3.Часто на рисунке присутствуют архитектурные детали: боковые столбы, резные арки, украшенные луковками крыши.
4. Тонкие линии рисунка, четкие силуэты.
Уч. ИЗО: Рассмотрим внимательнее рисунок Г. К. Буреева к сказу “Медной горы Хозяйка”(слайд 6)
1. Какие эпизоды сказа изобразил художник?
2.Какова композиция рисунка?
3. Какое место отведено изображению природы?
4. Как изображены герои сказа?
5. Найдите в рисунке приметы, характерные для палехской живописи.
Описание рисунка.
В нижней части рисунка изображены фигуры людей. Главный герой сказа Степан изображён в центральной части рисунка. Он в белой рубахе. Над ним — фигура хозяйки, устремлённая в небо, окруженная легкими полупрозрачными облаками. Основное пространство рисунка занимает изображение природы. О том, что это Урал говорят горы и хвойные деревья. Художник выдерживает характерные для палехской живописи тонкие изящные линии, плавный рисунок, четкие силуэты, использует яркие краски на черном фоне.
Уч. лит.:
Прежде, чем продолжить работу, предлагаю дать нашим глазам возможность немного отдохнуть. Итак, физкультминутка для глаз.
(слайд 7)
Уч. лит
.: В учебнике есть и другие рисунки палехских мастеров. Какие сказы П.Бажова они иллюстрируют?
Дома вы прочитали эти сказы, давайте их представим.
Класс делится на группы. Представитель группы должен дать краткий отзыв об одном из трех вышеназванных сказов по плану:
1. Название сказа. 2. Главные герои сказа. 3. Сказать кратко, о чем этот сказ. 4. Рассказать, какой эпизод сказа изображен на иллюстрации.
5.Черты палехской живописи, использованные на картине?
Итог урока:
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу, пора подводить его итоги. В начале урока мы ставили перед собой важные цели, каковы они?
Как вы считаете, сейчас мы можем сказать, что наши цели достигнуты? Почему?
-Если так, то наша малахитовая шкатулка заиграет драгоценными камнями новых знаний. (слайд
Рефлексия:
Насколько интересным и полезным был для вас урок мы определим с помощью блиц-опроса.
1. Чемодан, мясорубка, корзина
(слайд 9)
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Приложение 1.
Сказка | Сказ |
1. Рассказчик— 2. События— 3. Герои — | 1. Рассказчик— 2. События— 3. Герои — |
Приложение 2.
План краткого отзыва о сказе:
1. Название сказа. 2. Главные герои сказа. 3. Сказать кратко, о чем этот сказ. 4. Рассказать, какой эпизод сказа изображен на иллюстрации.
5.Черты палехской живописи, использованные на картине?
—————————————————————————————————————-
Приложение 1.
Сказка | Сказ |
1. Рассказчик- 2. События- 3. Герои — | 1. Рассказчик- 2. События 3. Герои — |
Приложение 2.
План краткого отзыва о сказе:
1. Название сказа. 2. Главные герои сказа. 3. Сказать кратко, о чем этот сказ. 4. Рассказать, какой эпизод сказа изображен на иллюстрации.
5.Черты палехской живописи, использованные на картине?