Мастер-класс по росписи ткани в технике холодный батик: панно «Подсолнухи»

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

pixabay.com

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Из истории батика

Сложно сказать, кто, когда и где догадался наносить рисунок на ткань при помощи резервирующих веществ, то есть веществ, препятствующих проникновению краски в ткань. Роль таких веществ в разное время в разных регионах выполняли составы на основе пчелиного воска, различных смол, муки, белой глины, рисовой пасты. Первые рассказы о способе окрашивания при помощи резервов мы находим у Плиния Старшего. Вот как он описывает эту технику: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Но ещё раньше этот способ был известен в Перу, Шумере, Африке. Как правило это были двухцветные ткани, где узор был цвета неокрашенной ткани, а фон цветным.

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в Индонезии. По одной из них техника батика была завезена в 6-7 вв из Индии. По другой же версии — это местная культура. Вероятнее же всего искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастера, а точнее мастерицы, так как батик издревле считался женским делом, довели давно известную технику до совершенства. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на о.Ява инструмент — чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.

В 19 веке индонезийцы начинают использовать штампы при изготовлении батика. С одной стороны это упростило работу, с другой — сделало её более тяжелой физически, поэтому набивной батик — мужское дело. Ткани в технике батик имели и имеют огромное значение для жителей Индонезии. Ни одна церемония не обходится без богато орнаментированных одежд. Орнамент имеет символическое значение, и для каждого сословия, каждого праздника или ритуала имеются свои одежды со своими узорами.

В Индии техника батика не получила широкого распространения, её затмила знаменитая индийская набойка. Но существовало 2 техники, которые также относят к батику. Это бандхана и лахерия. Техника бандхана иначе называется узелковый батик. Ткань завязывается узелками и окрашивается при помощи кистей или погружением в красильный чан. После высыхания ткань развязывают и разглаживают. Узор получается составленным из хаотично расположенных светлых пятнышек или звездочек. Техника лахерия похожа на бандхану, но ткань при окрашивании свивается жгутом и перевязывается в тех местах, где должен остаться непрокрас.

С 6-7 века техника была известна в Китае. Она называлась лацзы — узоры воском. Но если в Индии, Индонезии и других странах батик выполняли на хлопке, то китайцы использовали шёлк. На ткань наносились узоры расплавленным воском, и после ткань погружалась в бак с красителем. Циклов окрашивания было не больше 4х, а как правило 2-3.

В Японию батик попал из Индии или Китая и получил название рокэти. Эта техника использовалась для росписи ширм и одежды. Также известна была восковая набойка — суримон, а с 17 века техника юдзен, при которой вместо воска использовалась рисовая паста. Использовалась и трафаретная техника — тюгата-дзюме. А также техника цуцугаки, когда узор наносился при помощи крахмала и трубки (цуцы) из японской бумаги или толстой хлопчато-бумажной материи. Кроме того, японцы изобрели технику шибори (сибори), когда ткань складывается подобно оригами и окрашивается в сложенном виде. В результате получается ткань декорированная линиями, квадратами, треугольниками и другими геометрическими фигурами, в зависимости от способа сложения.

В Европу техника батика была завезена с голландскими мореплавателями в конце 18 века. С середины 19 века в Европе начинается процесс индустриализации и механизации ручного труда, но вместе с тем просыпается интерес к ремеслам и неевропейским культурам. К началу 20 века батик становится очень популярным среди художников. Появляется техника холодного батика, как более простой аналог традиционной техники горячего батика.

Русский батик.

В Древней Руси существовал способ окрашивания очень похожий на яванский батик. Назывался он кубовая набойка или выбойка. Как и обычная набойка он был завезен на Русь в 12 веке с купцами из Индии и получил широкое развитие. Заключался он в следующем. На резную доску с узором, так называемую «манеру» наносился специальный состав на основе белой глины — вапа, и такой доской пропечатывалась вся ткань. После высыхания вапы ткань погружалась в бак с красителем — куб. Как правило ткань окрашивалась в индиго от светло-голубого до сине-фиолетового, поэтому мастера-красильщики назывались также синильщиками, а избы-мастерские — синильнями. После окрашивания вапа удалялась с ткани при помощи слабого раствора серной кислоты.

В конце 19 века ремесленое окрашивание тканей резко сократилось из-за развития мануфактурной промышленности. Когда в 20-30 годах 20 века в Советской России стал развиваться батик, он уже никак не был связан с древнерусскими традициями. Русские мастера перенимали европейский опыт и европейскую технику холодного батика. Сначала отдельные художники пробовали себя в этом виде искусства. Батиком увлекались Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, А.Г.Тышлер, В.А.Щуко. Позже начали создаваться артели, занимающиеся росписью косынок, платков, шалей, шарфов на революционную и народную тематику.

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

  • Подготовка эскиза.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

  • Требования к эскизу.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

decor-doma.ru

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

  • Перенос эскиза на ткань.

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

  • Нанесение резервирующего состава.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

  • Работа в цвете.
  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
  • Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

  1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
  2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
  3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

Особенности по художеству

Краски маркируются по назначению и имеют сопутствующую инструкцию к применению. Акриловые и анилиновые краски разбавляются водой, но не спешите набирать ее из под крана. Воду нужно использовать предварительно очищенную или дистиллированную, во избежание некрасивых разводов из-за примесей в воде. Хотя наоборот, если специально добавить обычную поваренную соль в раствор, то можно разрисовать красивые пятнистые капли.

В батике рисование обычно начинают с нанесения специального резервирующего состава, который будет ограничивать краску.

Он наносится так, чтобы образовывались замкнутые островки, и если все сделано верно, то стопроцентно будет препятствовать попадания краски за границы рисунка.

Краски в основном на водной основе, поэтому можно варьировать оттенками и насыщенностью разбавляя в воде. Кисти используются в основном синтетические. На шелке и тонких тканях используют чаще легкие анилиновые красители, акрил берется тяжелой пленкой и желательно его использовать либо в очень разбавленном виде, что приведет к потере яркости цветов, либо на плотных тканях. Впрочем, на футболках достаточно часто встречается резиновые аппликации, которые в большинстве случаев не портят вид.

Статья по теме: Поросенок из пластиковой бутылки: пошаговая инструкция с видео

Для рисования по ткани нужно запастись не только красками и специальным раствором для резерва, но и достаточно экзотическими инструментами — трубки для жидкостного резерва на основе бензина и резинового клея и медным чантингом, если используется горячий воск.

Ткань закрепляется на рамке из деревянных реек с помощью кнопок. Использовать можно дощечку, если объем работы небольшой. Картинки наносятся также различными способами. В зависимости от степени художественных навыков, можно использовать трафареты и шаблоны, или же разрисовать кистями вручную.

Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

pixabay.com

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]