Виды росписи по дереву
Деревянную кухонную посуду с незапамятных времен разрисовывали узорами. Таким способом народные умельцы украшали предметы своего незамысловатого быта. Любая техника росписи по дереву отличается простотой исполнения, вольным выбором изображения и доступностью красящих пигментов.
Мезенский декор
В Архангельской области и в Республике Коми в низовьях реки Мезень в начале 19 века возникла оригинальная техника росписи деревянных предметов. Главные особенности:
- преобладание красного и черного цветов;
- орнамент, напоминающий резьбу по дереву;
- изображение повторяющихся фигурок оленей, лошадей и птиц.
Мезенской техникой расписывали кухонную утварь и различные бытовые предметы. В процессе росписи использовали черную сажу и красную охру. Расписывали негрунтованное дерево, а после нанесения рисунка его покрывали олифой. Раскрашенные красно-черными узорами предметы приобретали золотистый оттенок.
Мезенскую роспись возродили в середине 20 столетия потомки первых мастеров, работавших в этой оригинальной технике.
Хохлома
Хохломская роспись по дереву получила свое название от села Хохлома, которое находится на территории Нижегородской области в Приволжье. Техника старинная, датируется 17 веком. Существует легенда, что ее придумали старообрядцы-иконописцы. Они впервые начали расписывать кухонную посуду и мебель золотистым рисунком.
Хохлома — это декоративный узор в красном, зеленом, желтом цвете, выполненный на черном фоне. Золотистость росписи придает применение порошка олова или алюминия. Хохлома — это растительный повторяющийся орнамент или рисунок в примитивном стиле. На предметах изображают птиц, цветы, листья, ягоды рябины, клубники, земляники. Расписанные изделия на финишном этапе покрываются лаком и закаляются в печи. Такая процедура придает предметам золотистый блеск.
Северодвинская роспись
Северодвинская техника росписи дерева и бересты возникла в 18 веке в Архангельской области, по берегам реки Северная Двина. Мастера расписывали красным цветом, в основном, кухонную утварь. Каждое селение Архангельской области славилось своей особой техникой (пермогорская, борецкая, ракульская).
Все северодвинские росписи объединяли общие черты: нанесение черной каймы, обрамляющей каждое изображение; рисунки в красном, зеленом, желтом цветах; растительный орнамент или узор. В центре композиции нередко рисовали птиц. Северодвинская роспись напоминает технику нанесения эмали в черном контуре. В настоящее время орнамент рисуют гуашью и покрывают лаком.
Городецкие узоры
Городецкая техника получила свое название от города Городец, который находится в Нижегородской области. Возникла роспись в 19 веке. Рисунками и орнаментом в стиле городецкой техники разрисовывали прялки, предметы быта, посуду, мебель, даже ставни и двери. Преобладающие цвета — красный, желтый, зеленый, синий.
Посмотрите также
Технические характеристики и состав эмали ПФ-115, назначение и расход
Городецкую технику отличает оригинальный сюжет. Обычно это шаржевое изображение крестьян, купечества, знати в пышных костюмах. Художники рисовали сцены из жизни в примитивном народном стиле, украшая свои картины по бокам растительным орнаментом. Рисунок наносился на сырое или грунтованное дерево произвольными мазками. На финишном этапе изображение покрывали лаком.
Виды красок
Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево — это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.
Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.
Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно.
- Легко растворима в воде.
- После высыхания ее нельзя размыть.
- Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
- Она не трескается, в отличие от аналогов.
- Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.
Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.
На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:
- казеиновая — основой служит белок из молока животных;
- яичная — состоит из яйца, масла растительного, лака;
- гуммиарабиковая — на основе затвердевшей смолы дерева акации.
Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.
Особенности росписи акрилом и маслом
Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов — это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение — посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).
Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.
Акварельная роспись по дереву
Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.
Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.
Этапы подготовки к работе
При желании любой человек может разрисовать деревянный или берестяной предмет. Рисунок можно придумать самостоятельно, вдохновившись красотой цветов и растений, или скопировать с оригинала, выполненного профессиональным художником.
Прежде чем заняться разрисовкой деревянных предметов, необходимо подготовиться. Расписывать можно любой объект: разделочную доску, деревянную шкатулку, дверцы мебели, комнатные двери, столешницу, полку. Перед разрисовкой предметы из дерева нужно очистить от старой краски (если есть), выровнять, сделать полировку мелкозернистой наждачной бумагой.
Список подготовительных работ:
- очистка предметов (от пыли, грязи, краски);
- полировка наждачной бумагой (в случае необходимости);
- просушка;
- грунтовка.
Грунтовать деревянные предметы можно клеем ПВА, разведенным водой до состояния молока. Подойдет обыкновенный канцелярский. После высыхания нужно пройтись по поверхности мелкозернистой наждачной бумагой и покрыть ее вторым, более густым слоем ПВА и воды. Должна получиться идеально гладкая доска.
Нужно помнить, что клей ПВА не подчеркивает, а скрывает структуру дерева. К тому же он дает белесый налет и бледность изображению. Превосходно раскрывает красоту дерева льняное художественное масло, правда, оно долго сохнет. Олифу в качестве грунта тоже можно использовать, но нежелательно.
Мнение эксперта
Захарова Ирина Юрьевна
Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.
Задать вопрос
Лучше воспользоваться грунтовочными лаками для дерева (типа ПФ и НЦ), причем более темными матовыми — в качестве основы, и светлыми глянцевыми — для финишного покрытия росписи.
Можно купить акриловую, алкидную или масляную грунтовку. Тип грунта должен совпадать с типом финишного лакового покрытия и подходить для краски (не «разъедать» ее). Перед тем, как заняться раскраской деревянных предметов, нужно купить краски, кисточки, наждачную бумагу, лак грунтовочный, лак для покрытия, карандаш, резинку.
Способы перевода изображения на деревянные изделия
Опытные мастера, загрунтовав деревянную поверхность, могут смело наносить рисунок красками. Новичкам лучше воспользоваться трафаретами или предварительно сделать эскиз.
Трафаретом
Трафаретный метод раскрашивания деревянной поверхности считается самым простым. Правда, подходит только для плоских предметов. Прежде чем расписать дерево, нужно подготовить трафарет, то есть шаблон будущего рисунка. Делают его из бумаги или пленки.
Можно найти в интернете понравившийся узор или орнамент, распечатать его с помощью принтера на бумаге и вырезать контуры всех изображений.
Трафарет нужно плотно прижать к поверхности, закрепить скотчем и обвести выемки простым карандашом. Можно просто поверх шаблона распылить краску или сделать мазки кисточкой.
Точечно
С помощью точек можно перевести изображение на поверхность, даже разрисовать предмет. Точечный перевод рисунка предполагает наличие узора на тонкой (папиросной) бумаге и острого простого карандаша. Бумажное изображение нужно приложить к поверхности и проделать в нем дырочки графитом. Чем больше точек получится на дереве, тем проще будет воспроизвести узор. Можно весь орнамент на деревянном предмете нарисовать разноцветными точками. Правда, для этого необходимо купить акриловые краски в тубах с острым кончиком.
Посмотрите также
Описание и технические характеристики эмали ЭП-773, правила нанесения
По эскизам
Прежде чем разрисовать деревянный предмет, можно сделать эскиз на бумаге. Это пробный рисунок, который поможет правильно определить пропорции всех деталей орнамента. Изображение нередко выполняют в цвете, чтобы понять, как будет выглядеть будущая работа. Согласно эскизу можно сделать наброски простым карандашом на деревянной поверхности.
Некоторые умельцы применяют копировальную бумагу, чтобы скопировать готовый рисунок на дерево.
трафареты поэтапно на досках и по дереву
Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи для начинающих. Этот вид росписи является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами. Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.
Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.
Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.
Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.
В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.
Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.
Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.
Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.
Этапы выполнения цветов
1 этап
Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.
2 этап
Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.
3 этап
Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.
Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая роспись для начинающих уже не будет казаться чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.
Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.
Видео по теме
В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.
sdelala-sama.ru
Как выбрать кисти для росписи
Выбор кисточек для разрисовки зависит от вида краски. Кисти изготавливают из нейлона, полиэстера, пони, белки, козы. Есть кисточки из барсука, соболя, щетины, колонка (из семейства куньих). Они бывают натуральные и синтетические, тонкие и толстые, круглой формы и плоские (расплющенные).
Список красок и подходящих кисточек:
- для акрила — синтетические, из колонка, щетины;
- для акварели — мягкие беличьи, колонковые, из пони, козы;
- для масла — синтетические, из щетины, колонка;
- для гуаши — из белки, колонка, пони;
- для анилиновых красок — колонковые.
При покупке круглых кисточек нужно обращать внимание на их толщину, то есть диаметр. Все кисти маркируют от 0 до 20 и выше. Самые тонкие — «нулевые». Тоненькие кисточки нужны для прорисовки мелких деталей. Кистями средних размеров рисуют основной узор.
Плоские кисточки нумеруются только четными цифрами. Самой маленькой считает «2». Состоит такая кисть из ручки (деревянной или пластмассовой), металлического цоколя (обоймы) и волосяного пучка. Может иметь ровный, косой, полукруглый верх.
При выборе кисточки смотрят, чтобы металлическая обойма не шаталась, ручка не гнулась, волоски не вылезали. Перед покупкой нужно погладить кончик кисти. Если волоски остались в руке, товар лучше не покупать. Для росписи по дереву нужно несколько кисточек разной толщины.
Как наносить рисунок
Перед началом выжигания убедитесь, что доска сухая. На переведенный карандашом рисунок поставьте точки соединений и лишь затем проводите линии. Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро, и наоборот, если вы хотите получить линию толще, передвигайте перо инструмента медленнее.
Не нужно сильно давить на электровыжигатель при нанесении рисунка. Когда линия закончена, перо нужно отрывать резко.
Сначала выжигается внешний контур, затем постепенно можно переходить ко внутренним деталям, к центру. Лучше всего производить выжигание по частям, то есть нужно давать только что выжженным элементам возможность остыть. Поэтому немного поработайте на одном участке, затем оставьте его и переходите к другому, и так далее, пока не будет завершена вся работа целиком.
Статья по теме: Паровозик из пластиковых бутылок для сада с фото и видео
После выжигания поверхность должна слегка остыть, затем аккуратно, чтобы не повредить штрихи и линии, особенно мелкие, нужно зашкурить доску мелкой наждачкой. Расписывать акварелью или масляными красками можно только при полном остывании работы. После покраски работу необходимо провощить, то есть подвергнуть восковой отделке. Благодаря вощению рисунок обретает мягкий блеск и сохраняет натуральный цвет дерева и насыщенность красок.
Каким лаком можно покрыть
После росписи деревянных предметов красками нужно подождать минимум неделю, а только потом покрыть изделие лаком. Чем дольше разрисованная вещь подсыхает, тем лучше. Если нанести лак на влажную поверхность, рисунок может покоробиться. Перед лакировкой краска должна идеально высохнуть.
Список красок и подходящих лаков:
- для акрила — акриловый, водно-акриловый, алкидный;
- для масла — алкидный, на масляной основе;
- для гуаши — лак глянцевый или матовый для гуаши;
- для акварели — лак-фиксатив, лак покрывной для акварели;
- для анилиновых красок — алкидный, акриловый.
В качестве финишного покрытия можно использовать акриловый матовый или глянцевый лак. Применять его разрешается, если рисунок выполнялся акрилом или маслом. Разрисованные масляными красками работы можно покрывать масляным лаком. Правда, он долго сохнет. Для акрила и масла подойдет алкидный или полиуретановый лак. Это вещество тоже долго сохнет, у него неприятный резкий запах, зато дает идеально ровную и блестящую поверхность.