Предыстория
В один прекрасный день я благополучно выменял муфельную печь, которая оказалось непригодной для моих профессиональных целей по ряду причин. Что бы печь всё таки приносила пользу, я решил попробовать сделать изделия в технике фьюзинг, вспомнил об увиденных изделиях в интернете, почитал и начал пробовать.
Сейчас по прохождению полугода практики, я вспоминаю, что не мог найти в интернете информации, где описана технология на том уровне, знаний и используемых материалов доступных мне. То-есть я изначально решил использовать только легко доступные или дешёвые материалы. Поэтому пришлось всё проверять опытным путём.
Как сделать простой кулон?
Изготовить обычный кулон для цепочки достаточно просто. Давайте рассмотрим все этапы работы:
- Для начала следует подготовить печь для плавления стекла. Подготовка достаточно проста: вырезаем кусок термостойкой бумаги и кладем ее на подставку печи, как уже говорилось выше, бумага будет предотвращать прилипание стекла к печи.
- Вырезаем квадрат из цветного стекла (или прямоугольник, кому как больше нравится), кладем его на уже подготовленную подставку и накрываем таким же по размеру кусочком прозрачного стекла, которое выступает в роли глазури.
- Закрываем печь для фьюзинга и ставим ее в микроволновку на 15 минут, при этом мощностьвыставляем наполовину.
- Через 15 минут достаем печь из микроволновки. Внимание! Температура печи будет высокая, поэтому для избежания серьезных ожогов следует одеть термостойкие перчатки или использовать «прихватки».
- После того как стекло остынет, с помощью дрели или шуруповерта следует проделать в нем отверстие для шнурка. Вот и все – кулон готов.
Чтобы представить все наглядно, процесс производства можно посмотреть на видео.
Конечно, кулон у нас с вами получился самый простой. Для оригинальности следует поэкспериментировать, разбудить свою фантазию. Например, можно чередовать полоски цветного стекла, сочетая цвета, красный и синий, желтый и зеленый. Либо изготавливая формочки и заполняя их стекольной крошкой, можно придавать изделию любую форму и вид. Также вы можете вместо крошки использовать цветной стеклянный бисер. Его обычно вкрапляют в однотонное стекло.
Фьюзинг вполне может стать и источником заработка, ведь если ваша фантазия позволит создавать поистине прекрасные и уникальные вещи, есть огромная вероятность что их обязательно купят.
Время и целесообразность
Когда я прихожу, я трачу примерно десять минуть на подготовку стекла для спекания, то есть подготавливаю стекло, выкладываю рисунок и загружаю печь, после чего включаю печь и по прохождению двух часов выключаю и всё. Так что всё затраченное время десять минут. Те два часа, что работает печь, я занимаюсь своей не посредственной работой. По затратам электричества печь за два часа, потребляет электричества на 0.2 доллара — во общем недорого. Виду того, что это моё хобби, изделия я в основном делаю для подарков, хотя я и сдавал их в муниципальную галерею и они ещё и на пиво зарабатывают. Хотя если заниматься этим профессионально, то это неплохой бизнес, цены на фьюзинг Вы можете найти в интернете.
Необычные техники
Существует несколько техник, которые используют мастера для создания фьюзинг-произведений:
- техника «white light» — используется белое стекло для создания, в основном, объемных фигур;
- окрашивание стекла йодом;
- сплавка цветных стекол.
Последняя техника считается самой распространенной и интересной. Кроме того, в домашних условиях мастера работают именно с цветными стеклами.
В настоящей статье рассмотрим мастер-класс по созданию предмета декора из цветного стекла в домашних условиях своими руками.
Статья по теме: Одежда для Беби Бон своими руками спицами с фото и видео
Печь для фьюзинга
Как я уже писал выше печь мне досталась бесплатно, и подобных печей на постсоветском пространстве сохранилось много, и может и Вам повезёт обзавестись подобной, или она у Вас уже есть поиск в интернете показал, что печь разгоняется до 900 гр. имеет регулировку, потребляемая мощность 2.4 кв.ч. Техника фьюзинга подразумевает при охлаждении спёкшегося стекла, ступенчатое охлаждение, которое достигается, с помощью дорогих программаторов для печей, но дорого не наш метод, и о чудо оказалось, что если не открывать печь до полного остывания то тоже всё получится. Я поступаю следующим образом: после загрузки печи, сразу включаю её на полную мощность и по прохождению одного часа сорока минут, начинаю заглядывать в смотровое окошко, когда стекло оплывает до нужного мне состояния я просто выключаю печь, как правило общее время составляет два часа. Готовые изделия достаю только на следующий день.
Технология нанесения фьюзинга
Раз кусочки стекла укладываются на подложку, а та в печь с горизонтальным основанием, витражы могут получаться исключительно плоскими или в несколько параллельноспеченных слоев. Это ограничивает фантазию дизайнеров.
Поэтому те придумали разновидность фьюзинга – моллирование. Это растекание размягченного стекла по объемной форме-болванке. Растекается масса под давлением собственной массы. Температуры достаточно в 700 градусов.
Дабы при моллировании стекло эффективно стекало вниз, нужен приемлемый радиус кривизны матрицы. Он составляет 15 сантиметров. Стандарт установлен для стекла толщиной в 10 миллиметров.
Поскольку в моллировании используется единый фрагмент стекла, назвать технику спеканием не совсем верно. Поэтому, вернемся к классическому фьюзингу. Материал для него режут обычным стеклорезом.
Кусочки подбирают в соответствии с заранее нарисованным эскизом. В соответствии ему вырезают и лист-основу. Если формы криволинейные, работают лобзиком.
Предварительное скрепление выкладываемой композиции из стекла делается с помощью специального клея. Он крепит фрагменты к основе. Если композиция сложная и велика по ширине, прибегают к сэндвичу, накрывая флоатом еще и сверху.
Вариант приемлем для одноуровневого фьюзинга. Если в каких-то местах есть наслоение элементов, два листа-основы укладываются один на другой снизу картины.
Спекание фьюзинга производят медленно. Сначала, неспеша нагревают до 900-от градусов. После, от 30-ти минут до нескольких часов выдерживают заготовку при максимальной температуре.
Быстро фьюзинг лишь охлаждают, распахивая крышку печи. Это позволяет снизить планку до температуры отжига – следующего этапа спекания. Он проводится при 580-ти градусах. К раскрасневшемуся до этого стеклу возвращаются первоначальные краски. Форма изделия уже устоялась. Остается естественным путем охладить до комнатной температуры.
Напоследок заметим, что кроме листового стекла для фьюзинга изготавливают палочки, бусины. Есть даже стеклянная крошка. Посыпка ею композиций дает цветовые всполохи, сравнимые со звездами, слезами, бликами солнца.
Все зависит от задумки автора и цветового набора витража. Проще всего начинающим мастерам даются абстракции. Для них даже эскизы не обязательны. Так что, решив заняться домашним фьюзингом, стоит начинать с абстрактных сюжетов.
Разделитель и формы
Профессионалы используют специальную бумагу, жидкости, порошки, которые надо где то покупать. Но можно использовать и обычный порошкообразный гипс. Я сделал небольшую ёмкость из нержавеющей стали высотой около сантиметра, куда засыпал гипс. Перед укладкой стекла, мягкой широкой кистью, нужно вспушить порошок лёгкими постукиванием. После чего очень аккуратно укладываю стекло. Если нужна фактурная задняя поверхность то на этом и останавливаемся, если же нужно ровная задняя поверхность то нужно аккуратно вдавить стекло в гипс, стекло уплотнит гипс и мы получим ровную поверхность.
Так же стекло хорошо поддаётся формированию, принцип здесь в том, что мы изготавливаем форму и укладываем на неё стекло, при нагреве под своим весом стекло прогибается заполняя углубления в форме. Так можно изготовить например пепельницы, тарелки. Опять повторюсь, что можно купить специальные формы или материалы для их изготовления, но очень хорошо получается изготовить их из шамотного кирпича (этот кирпич используется для изготовления газовых и электропечей, имеет очень лёгкий вес, легко обрабатывается например напильником и не боится многократного нагрева). Обязательно нужно использовать разделитель, иначе наше изделие прилипнет к форме. Я посыпаю форму порошкообразным гипсом, следя что бы гипс покрыл форму полностью.
Что понадобится для фьюзинга и с чего начать?
Перечень предметов, которые понадобятся в изготовлении поделок достаточно невелик и большинство из этих предметов есть почти у каждого, что же касается остальных, то купить их тоже не составит труда. И так понадобится следующее:
- микроволновая печь;
- печь для фьюзинга. Это одна из немногих вещей, которую необходимо приобрести, стоимость ее в районе $80;
- стеклорез, нужен для нарезки стекла;
- плоскогубцы, понадобятся для обламывания стекла;
- защитные очки, для защиты глаз от осколков стекла;
- респиратор, для защиты дыхательных путей от стекольной пыли и испарений идущих от расплавленного стекла;
- термостойкая бумага, используется как прослойка между стеклом и печью, предотвращая прилипания стекла;
- цветное и прозрачное стекло (Его тоже следует покупать, обычно оно идет либо в наборах. Также можно использовать стеклянный бисер).
Важно! Не следует забывать о технике безопасности, так как работа с горячими и острыми материалами может быть опасной. Не забывайте одевать термостойкие перчатки и очки, чтобы защитить глаза и руки. Не пренебрегайте респиратором и проводите все работы в проветриваемой комнате или помещении.
Подбор и подготовка стекла для фьюзинга
Суть подбора стекла состоит в том, что разные стёкла имеют разный коэффициент температурного расширения. Проблема в том, что изделие из неподходящих к друг другу стекла трескаются. Чтобы выяснить подходят стёкла или нет нужно сделать пробное спекание. Для изделия необходимо основное стекло, на котором выкладывается рисунок, самое доступное это простое оконное стекло. Поэтому нужно подбирать стекло подходящее для него.
Из всего легко доступного стекла подходящими являются: зеленый цвет — зелёные бутылки коричневый цвет — коричневые бутылки жёлтый цвет — противотуманные фары и стекло для дверей, шкафов. Не подходящими оказались, все синие и красное доступное мне стекло, а также стекло для сварочных масок.
Можно использовать цветные стекла для витражей, которые на данный момент выпускаются именно для фьюзинга. Наиболее популярными на данным момент являются стекла «Moretti» имеющие СОЕ 104, система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.), группа стекол с СОЕ 90 («BULSEYE», «ARTISTA» и др.), и «Флоат» с СОЕ 82-84.
Подготовка в моём случае сводится: Нарезка основного стекла. Его нужно хорошо вытереть ибо гряз в печётся в стекло и потом его уже не очистить.
Разноцветное стекло я разбиваю молотком до нужной мне фракции, после чего промываю от мелких осколков, пыли и высушиваю.
Далее выкладываем рисунок, чтобы осколки держались на своих местах с помощью шприца нужно капать под них воду. Вода удерживает кусочки на своих местах за счёт поверхностного натяжения, и мы можем перенести заготовку в печь не нарушив рисунок. Можно для этого также использовать жидкое стекло, это удобно если мы готовим много заготовок. Готовое изделие может получится немного мутным. Для предотвращения этого, его надо обработать кисточкой составом состоящим из воды в которую нужно добавить буру (она продаётся в магазинах медтехники и на рынке, применяется как флюс для высокотемпературной пайки) пропорция чайная ложка на стакан воды.
Описание и особенности фьюзинга
Техника «фьюзинг» отличается прямым сплавлением кусочков цветного стекла. В витражах прошлого они закладывались в металлический каркас. Напоминает перегородчатую эмаль в ювелирном деле. Масса переплавленного кремнезема крепится к простенкам из драгоценных или бижутерных сплавов. Это позволяет работать при температуре около 800-от градусов.
Стекло для фьюзинга спекается почти при 1000 градусоах. Цветные фрагменты должны соединиться напрямую, стать одним целым. Для этого композицию из кусочков выкладывают на лист-подложку. Он тоже стеклянный, производится по технологии «флоат».
Лист формируется на расплаве олова. Металл плавает в ванной с защитным слоем из смеси водорода с азотом. Туда поступает расплав стекла, растекаясь по оловянной подушке ровным, тонким слоем. Остается остудить.
Флоат-стекло бывает бесцветным, окрашенным. Цвет добавляют поверхностно, или в процессе подготовки массы. В последнем случае подложка прокрашена по всей толщине.
Стекло, используемое для рисунка, может быть любым. Даже фрагменты бутылок в ход идут. Важен лишь коэффициент расширения материала. Обозначается показатель цифрами с буквами СОЕ. Витражи фьюзинг делают из стекла с отметкой 90 и выше.
Первым предприятием, специализирующимся на выпуске таковых, стало Bullseye. Это американская фирма. Специализация предприятия на фьюзинге дала миру совместимое стекло. Стали вторить сторонние фирмы. Они производят образцы «одной крови» подходящие друг другу при спекании.
В России фьюзингсовместимые стекла стали доступны не сразу, а когда появились, пугали ценником. Отечественные мастера отрабатывали технику на продукции брянского завода. Он специализируется на светофильтрах.
В витражах размером 40 на 40 сантиметров их кусочки спекаются удачно, особенно, при использовании красных, желтых и оранжевых фрагментов. Синие и голубые схватываются хуже. Если витражи больше указанных размеров нужны только специализированные стекла, проходящие тест совместимости на стрессометре.
Высокая температура, необходимая для фьюзинга, ограничивает его распространение. Для творчества приходится закупать промышленные печи. Формой они походят на чемодан или шкатулку. В крышке есть солидное углубление.
В нем – нагревательные элементы. За счет их прижима к крышке, печь для фьюзинга спекает стекла толщиной более 1-го сантиметра. Композицию на подложке загружают в нижний отсек агрегата.
Экономя, некоторые делают фьюзинг в микроволновке. Для этого даже выпускают специализированные наборы стекла. Печь предварительно отмывают от загрязнений.
Время плавления приходится подбирать экспериментальным путем. Одно стекло соединяется за 4 минуты, а другое – за 9. Однако, специализированные фьюзинг-стекла микроволновкам поддаются плохо.
Процесс изготовления фьюзинга
Как я уже писал выше, после закладки печи, включаем её на полную мощность и не трогаем её один час сорок минут, по прохождению этого времени печь набрала 500-600гр (появилось красное свечение), далее печь набирает температуру более активно. Начинаем контролировать процесс через смотровое окошко. Когда стекло на вид как мокрый леденец, спекание уже произошло и если нам нужен такой результат, как мы видим в печи то можно выключать, но мне больше нравится когда края стекла оплывают, поэтому ждём ещё, и выключаем, когда края оплывут. Если подождать ещё немного, то можно спечь стекло до состояния когда наши составляющие сольются в единую плоскость (но при этом немного теряется яркость цветного стекла).
При формировании стекла, процесс также контролируется визуально. Когда мы выключили печь, то её можно открыть, чтобы осмотреть изделие более детально, может что то не досмотрели через смотровое окошко. Но не вынимать. Если при осмотре выяснилось, что надо нагреть ещё, то закрываем и включаем ещё. Главное не открывать печь и не доставать изделие, после того как пропало свечение от изделия. В этот момент как раз и снимаются напряжения в стекле.
Вот мои примеры изделий, не претендую нахудожественную ценность, всё это некоторые мои эксперименты.
Изготовление витража
Витражи — это прозрачные рисуночки, узоры, изображения, которые создаются из осколков или на стеклянном предмете. При изготовлении традиционных витражей обязательной частью считается профиль из металла. Цветные осколки материала совмещаются между собой посредством маленьких протяжек, которые удерживают в целости всю поделку. Вся история этого искусства породила много разных вариантов выполнения уникальных украшений. Новые техники изготовления витражей исчисляются сотнями.
Техникой фьюзинга называют один из способов обработки стекла. Название искусства правильно отражает смысл всего процесса. Под действием больших температур несколько деталей из стекла могут крепко соединиться между собой в оригинальную цветную поделку.
Такие изделия были известны древним жителям Египта еще в 1 веке до нашей эры. Но на протяжении долгого времени эта методика почти не применялась в витражном искусстве.
Фьюзинг-оборудование
Пришло время уделить внимание тому, с помощью чего воплощается в жизнь вся красота фьюзинг-изделий.
Конечно же фьюзинг-оборудованию. Промышленное и «домашнее», профессиональное и любительское. Выбор его очень широк, и это не может не радовать. Ведь сей факт обеспечивает во-первых свободу выбора, а во-вторых — возможность подобрать такое оборудование, которое подойдет именно Вам. Здесь Вы можете ознакомиться с оборудованием для фьюзинга.
Приятного выбора!
Техники фьюзинга
Хоть алгоритмы работ и схожи все же можно выделить несколько разных техник фьюзинга:
- Плостностное спекание
. Самый популярный вид. При использовании этой техники получается плоское изделие, которое можно применять как самостоятельное украшение, так и основу для объемной композиции. - Комбинированное прочесывание
. Эта техника подразумевает изменение формы изделия во время, когда оно горячее. Используется для этого специальный инструмент. - Огневое полирование
. Эта техника направлена на то, чтобы сделать изделие гладким и блестящим. Используют ее, чтобы сделать края округлыми.